Дизайн кухни хрущевка: 10 советов которые работают на 100%
10 правил дизайна и 121 реальное фото
Типичная кухня в хрущевке — маленькая и квадратная, площадью 5.8 или 6.2 квадратных метра, с дверью в углу и очень специфичными особенностями дизайна. Дизайн кухни в хрущевке нельзя делать по стандартным современным правилам, нельзя обманываться фотографиями таких кухонь из интернета. Часто там фото пустых кухонь только после ремонта и до переезда, а в реальности всё будет выглядеть совсем по-другому. Мы сформулируем чёткие, практически ориентированные советы.
- Кухня в хрущевке дизайн по фото примерам
- Список идей дизайна кухни
- Подоконник столешница на кухне в хрущевке
- Реальные фото ошибок при ремонте
- Ремонт кухни 5 и 6 кв. м.
- Кухни в хрущевку угловые
- Кухни в хрущевку П-образные
- Кухни в хрущевках до и после
Кухня в хрущевке дизайн по фото примерам
Большая часть вещей, которые вы знаете о дизайне кухонь, не работает для хрущевок. Слишком маленькая площадь, отсутствие длинной стены из-за квадратной формы, газовые плиты со счётчиками или вообще газовая колонка. Большая часть сложных стилей дизайна тоже идёт мимо. Ну а то, что остаётся, мы сначала разберём по теории и фото примерам, а потом посмотрим фотографии квартир где нашей теорией не воспользовались.
Список идей дизайна кухни
- Строго 2 цвета для всей мебели и стен.
- Мебельные фасады глянцевые и только бледных цветов.
- Если хотите тёмный или яркий цвет, то только на фартук.
- Никаких узоров и лишних деталей.
- Верхние шкафы до потолка.
- Потолок белый матовый, можно натяжной, никаких усложнений и экспериментов с цветами и глянцем. Про потолок на маленькой площади, обязательно почитайте.
- Убираем всё что возможно со столешницы: прячем, поднимаем, подвешиваем.
- Дверь на кухню не нужна.
- Вместо подоконника в 95% случаев лучше ставить ещё столешницу.
- Вытяжка встроенная в шкаф (они, кстати, дешевле обычных) по бокам мини полочки для чая и т.д.
Поясним кажущиеся спорными моменты. Кухня в хрущевке на фото до переезда и после — 2 разные вещи. После переезда там появляется дикое количество вещей: чайник, кофеварка, мультиварка, перечницы и солонки, средства и губки для мытья посуды, ножи и лопатки, бумажные полотенца, ситечки, кастрюли и сковородки, магнитики и т.д. и т.п.
Может даже завестись кот, который всё это по своему усмотрению будет перемещать. Именно такой кухню вы себе должны представлять, а не идеально чистой и пустой, какой она бывает только после самого ремонта.
Поэтому всего 2 цвета и только не ярких, поэтому нельзя использовать узоры. Тёмные и матовые фасады нельзя использовать потому, что они жутко непрактичные. Вообще, самый практичный цвет фасадов для любой кухни — белый, про белую с деревом кухню.
Верхние шкафы надо делать до самого потолка. Во-первых, дополнительное место для хранения. Во-вторых, наверху не будет скапливаться ненужный хлам, пыль и грязь, которые, если у вас неправильно работает вентиляция, со временем заламинируются слоем жира. В-третьих, это просто выглядит более современно. Их можно сделать распашными с высокими дверцами — это самый дешёвый вариант т.к. петли с доводчиками на распашные дверцы стоят $2-3 за штуку. Или сделать сверху открытые полки.
Обе эти и 5 других идей уже подробно разбирал в материале про дизайн маленькой кухни.
Подоконник столешница на кухне в хрущевке
На кухне в хруще больше всего не хватает столешницы. Расстояние по стенам и так маленькое, а его ещё сожрут холодильник, варочная поверхность и мойка. Всё остальное, включая микроволновку, духовой шкаф, держатели для ножей и приправ, для полотенец и т.д. нужно убирать со столешницы. Иначе вы не сможете нормально убирать кухню, а вместо этого будете переставлять предметы с места на место.
Поэтому же нужно ставить дополнительную столешницу вместо подоконника. По шкафам вы от этого не выиграете — под столешницей батарея, зато свободная горизонтальная плоскость появится. На место подоконника можно перенести мойку, но опять же помните о батарее. Подоконник расширяют по всей длине, либо в 1 части, делая что-то вроде стола или низкой барной стойки. Вот несколько реальных фото подоконников-столешниц на кухнях в хрущевках:
Со встроенной вытяжкой для кухни в хрущевке момент железный — она дешевле, она не собирает грязь, вокруг неё в шкафах будут небольшие, но полочки. Бывают даже узкие вытяжки рассчитанные специально для двухконфорочных плит.
Дверь на кухне не нужна в принципе — это пережиток прошлого. Но если у вас газ, то такую планировку вам не согласуют. Если мощность вводного кабеля позволяет, можно перейти на электричество.
Холодильник можно купить бесшумный (просто почитать отзывы перед покупкой, там всегда пишут про шумность), шум от него теперь не аргумент. На самой двери и метрах квадратных сэкономить тоже приятно. Даже в больших квартирах часто не ставят двери просто за ненадобностью, хотя бы рассмотрите такой вариант.
Теперь посмотрим на реальные фото неплохих кухонь из хрущевок, как они соблюдают и не соблюдают правила из этого пункта, что можно улучшить.
Реальные фото ошибок при ремонте
Сначала описание ошибки, под ним одно или несколько фото.
Кухня не до потолка. Теряется целостность, появляется место где будет скапливаться грязь и хлам. Не на максимум использовано место. В верхних ящиках можно было бы хранить редко используемые предметы. Торчат трубы вытяжки и другие ненужные детали. Попытайтесь представить как выглядели бы эти кухни, если бы верхние шкафы были длиннее и доходили до потолка.
Выбор для кухни в хрущевке мебели слишком тёмных цветов. Многим кажется, что это не особо важное правило. Это не так. Вот фото нескольких кухонь, где решили использовать чёрный цвет. А он ещё и непрактичен. Туда же слишком яркие и насыщенные цвета фасадов и фартука.
Использование обычной, а не встроенной вытяжки. Посмотрите сколько места на и без того маленькой кухне пропадает впустую.
Использование узоров и рисунков на фартуке. Фото пример бюджетной и дорогой кухни в хрущевке. Вторая выглядит классно, но обратите внимание, что она только после ремонта и совсем пустая, а что будет после появления всех кухонных аксессуаров?
Ремонт кухни 5 и 6 кв. м.
Существует несколько типовых серий хрущевок, планировки в которых незначительно отличаются в зависимости от года постройки. Но по планировке кухонь все хрущи примерно одинаковые: 5.8-6.2 кв.м в первом поколении и 6.2-7.7 кв.м во втором поколении; все квадратной формы с дверью в углу. Разберём плюсы и минусы типичных планов расстановки мебели.
Кухни в хрущевку угловые
Угловой кухонный гарнитур для маленькой кухни в хрущевке — стандарт. Из-за квадратной формы и 2-ух коротких стен линейный вариант применить близко к невозможному, т.к. при длине стены ~2.4 метра её полностью сожрут холодильник, мойка и варочная поверхность.
Вариации бывают по расположению холодильника: возле входа или возле окна. Для угловых планировок следует ставить именно у окна, у двери лучше при П-образных планировках, об этом 2-ой пункт. Почти у всех современных холодильников перенавешиваемые двери, которые при таком расположении должны находиться ручкой ко входу, а не к стене.
Лучшее место для холодильника — возле окна. Не забудьте перевесить двери на холодильнике для открывания в нужную сторону.
Типичная расстановка мебели на кухне в хрущевке. Стена от входа со столешницей и ящиками той ширины, которую позволяет размер кухни (т.е. можно меньше стандартной). Перпендикулярная стена с гарнитуром стандартного размера и холодильником на краю. Стол во втором углу стены с окном напротив холодильника или подоконник-столешница со стандартной шириной возле холодильника и утолщением к углу. Минус этой планировки только в невозможности полноценно задействовать стену с окном и сделать вместо подоконника полноценную столешницу.
Угловая секция часто делается двумя углами и в неё устанавливается мойка. Хотя для обычных кухонь такой дизайн мебели не рекомендуется, т.к. уже устарел, для кухни в хрущевке угловая мойка уже вполне рабочий приемлемый вариант. Ниже фото примеры расстановки мебели, на дизайн не обращайте внимания.
Кухни в хрущевку П-образные
При П-образной планировке холодильник ставится сразу возле входа (от двери тогда точно лучше отказаться), а подоконник меняется на столешницу. Вариации тут по ширине и назначению подоконника-столешницы. Это более современный вариант дизайна для кухни в хрущевках, который стал использоваться относительно недавно.
Слабое место у П-образной расстановки мебели именно в холодильнике возле входа на кухню. Это место получается перегруженным. Много вариантов размещения смотрите в материале про дизайн кухни на 6 кв.м. (там ещё 138 фото из которых можно почерпнуть идей). Но в целом П-образные кухни получаются более функциональными и смотрятся тоже лучше. За счёт использования подоконника у них намного больше площадь рабочей поверхности. Когда вместо подоконника ставится именно широкая столешница для использования в качестве стола, мы получаем возможность есть глядя в окно. Не из всех хрущевок хороший вид, но всё равно приятно.
Если не боитесь некоторых трудностей при ремонте, а П-образную планировку реализовать сложнее чем угловую, я бы советовал именно её.
Примеры П-образной расстановки мебели:
Такую форму можно получить только делая на заказ. Читайте тогда уж про взаимодействие с кухонщиками и выбор кухни.
Кухни в хрущевках до и после
Сейчас будет много реальных фото кухонь в хрущевках. Площадь всех 5.5-7.5 метров квадратных. 7.5 метров это хрущевки последней серии, где убрана дверь с снесен небольшой кусок стены, где эта дверь стояла. Вот вам для контраста несколько кухонь до ремонта:
Теперь пара фото до и после ремонта, а потом много фоток после. Кухни с лучшим по нашему мнению дизайном в самом конце.
Фух, после того количества реальных фотографий кухонь в хрущевках вы уже должны быть уверены, что они бывают классными и стильными. А ваша так вообще станет самой крутой, при соблюдении 10 наших советов (ну или хотя бы нескольких). Читайте также мой материал про дизайн ванной в хрущевке. Удачи в ремонте!
Сохраняйте и делитесь — пригодится!
25 фото, идеи и советы по оформлению
Малые габариты кухни в хрущевках ставят непростую задачу перед хозяином, планирующим ее дизайн. На площади от 4,5 до 6,2 квадратных метров требуется разместить не только рабочую зону для готовки, но и место для приема пищи, и пространство для хранения посуды и бытовой техники. Существует несколько приемов, позволяющих разместить мебель на небольшой кухне максимально эффективно, а также несколько советов, как сделать такую кухню удобной для использования.
Что учесть при планировке
Выбор планировки кухни в хрущевке основывается в первую очередь на необходимости органично вписать большое количество поверхностей, техники и мест для хранения в маленькое пространство. Кроме того, очень важно зрительно не перегрузить кухню, чтобы на ней было комфортно находиться. Несмотря на ограниченность пространства, существует целых три варианта расположения гарнитура на кухне в хрущевке.
Прямой гарнитур. Это классика дизайна хрущевок — мебель без сложных форм и изгибов помогает разгрузить пространство. На такой кухне можно разместить обеденный стол достаточного размера, что особенно актуально для больших семей, когда 2-3 посадочных мест уже недостаточно. Зона приема пищи получается более светлой и просторной. Линейный тип планировки не подразумевает большое количество техники — даже для размещения посудомоечной машины, как правило, уже приходится жертвовать ценным местом для хранения.
Угловой гарнитур. Компромисс по вместимости и занимаемой площади для кухонь в хрущевках. При такой расстановке мебели можно не только разместить больше шкафчиков и тумб для посуды и вещей, но и больше встраиваемой техники. Угловая планировка позволяет максимально эффективно задействовать стену, на которой расположена дверь, разместив на ней короткую часть Г-образного гарнитура. Такая расстановка дает дополнительное освещение рабочих зон естественным светом из окна.
П-образный гарнитур. Третий, встречающийся реже всего вариант планировки. Он подразумевает уменьшение обеденной зоны до 1 или 2 мест либо ее перенос в гостиную. П-образная установка гарнитура позволяет максимально расширить пространство для хранения и разместить на кухне максимум техники. Обычно к такому расположению мебели прибегают при планировании квадратной кухни, где все стены приблизительно одинаковы. Вытянутые прямоугольные кухни не подходят для такой расстановки из-за недостаточного пространства между противоположными стенами.
Объединение кухни и комнаты. Популярный и очень эффективный способ изменить планировку кухни и расширить ее пространство — снести межкомнатную перегородку с гостиной. Такое решение позволяет эффективно разместить обеденную зону, слегка сдвинув стол в соседнюю комнату. Благодаря такому решению можно значительно увеличить количество мест за столом и свободное пространство кухни, заняв совсем немного места в гостиной. Кроме того, на совмещенной кухне можно не беспокоиться за оставленные на плите кастрюли — за их закипанием можно следить прямо с дивана.
При этом важно учитывать, что межкомнатную стену нельзя просто снести. Такое изменение считается перепланировкой и его необходимо согласовывать. Для этого понадобится составить проект перепланировки, написать заявление и вместе с другими документами отнести в ответственный орган в своем городе. При этом важно учитывать, что не любую перепланировку в принципе получится согласовать.
Выбираем кухонный гарнитур
Выбор мебели — самая ответственная часть разработки дизайна небольшой кухни. После того как планировка комнаты и вид гарнитура выбраны, важно обратить внимание на расстановку техники. Расположение плиты вписано в план БТИ, поэтому ее придется или оставить на том же месте, или оформить перенос. Желательно не располагать рядом с ней мойку, чтобы брызги не летели в горячее масло. Холодильник также не стоит устанавливать рядом с мощными источниками тепла — варочной поверхностью или батареей, поэтому его часто размещают на краю гарнитура в качестве завершающего элемента. Особенно удачно смотрится холодильник и другая техника, встроенные в гарнитур и декорированные снаружи в тон остальному фасаду. Однако есть и другие моменты, на которые стоит обратить внимание при планировании, чтобы гарнитур идеально вписался в пространство небольшой кухни.
Между холодильником и варочной поверхностью расположен шкафчик, мойка размещена в другом углу
Встроенная в гарнитур посудомоечная машина
Встроенная стиральная машина
Стиль
Выбор стиля практически не ограничен маленькой площадью. Это может быть как гарнитур в стиле кантри, так и минималистичный дизайн с минимумом изысков. Хорошо смотрится в хрущевке мебель в современном стиле, и еще лучше с небольшим помещением сочетается его идея — максимальное удобство расположения и практичность при минимуме лишних деталей в сочетании со строгим внешним видом. Вполне уместным в хрущевке станет и наполненный металлическими элементами хай-тек, акценты которого в сочетании с правильным освещением делают дизайн современным, но при этом не перегружают комнату.
Цвет
Чтобы небольшая кухня выглядела просторной и создавала приятное впечатление, лучше использовать в интерьере светлые цвета не только стен, но и мебели. При этом вполне в качестве акцента можно использовать более темный фартук. От черных фасадов лучше отказаться, чтобы кухня не получилась слишком мрачной и нависающей над головой.
Светло-серые тона в сочетании с освещением зрительно расширяют пространство
Ярким цветам лучше предпочесть их пастельные оттенки, поскольку на небольшой кухне яркий гарнитур может легко перегрузить пространство, сделав ее неуютной и давящей. Выигрышно будут смотреться белые, светло-серые, бежевые, нежно-розовые гарнитуры. Бледно-зеленый и пастельно-голубой также органично впишутся в интерьер хрущевки.
Сочетание розового и серого цветов на фасаде
Материал
Качественные кухни в хрущевках обычно изготавливают из МДФ, покрытие которого зависит от того, какой внешний вид хочет получить заказчик. Близкими к идеальному варианту можно назвать светлые фасады, покрытые акрилом. Глянец не только выглядит современно, но и помогает зрительно расширить кухню.
Столешница и фартук в условиях небольшой площади будут подвергаться усиленной нагрузке и загрязнению, потому что вся работа с продуктами будет сконцентрирована на нескольких небольших участках поверхности. В таких условиях хорошо покажут себя столешницы из искусственного или натурального камня. При этом ширину столешниц нужно подбирать под условия помещения. Особенно актуально это на П-образных гарнитурах, где разделочные поверхности иногда приходится делать уже стандартных.
Столешница из искусственного камня
Освещение
Небольшой размер кухни в хрущевке не только не снижает, но и повышает требования к освещению. Комната с правильным светом выглядит больше, работать в ней удобнее, а ужинать приятнее.
Грамотное освещение начинается с естественных источников. Чтобы в дневное время на кухне было комфортно, лучше не занавешивать окна плотными шторами и избегать темных тонов при выборе последних. Общее освещение обычно направляют на обеденную зону и создают с помощью люстры или нескольких светильников на потолке. Важно также не забывать про дополнительную подсветку разделочной и варочной поверхностей, благодаря которой работа на них станет комфортнее.
Изюминку дизайну способна придать декоративная подсветка мебели. Это решение также помогает избавиться от ощущения нехватки места и зрительно делает гарнитур дороже и внушительнее.
Полезные советы
Чтобы сделать кухню в хрущевке не только привлекательной внешне, но и функциональной, можно воспользоваться несколькими рекомендациями:
- Использование пространства. Применяйте современные решения для того, чтобы размещать бытовую утварь как можно эффективнее. Не теряйте ни сантиметра драгоценного места. Любая поверхность, закрытая декоративным щитом, может стать выдвижным ящиком или полезной нишей.
- Системы хранения. Особое внимание стоит обратить на угловой шкаф П и Г-образных гарнитуров: за счет формы в них возникает огромное количество места, которое можно использовать эффективнее с современными выдвижными механизмами.
- Розетки. При планировании небольшой кухни размещение розеток лучше проработать до сантиметра, потому что в ограниченных условиях вряд ли получится перемещать чайник или микроволновку с мест, которые были под них задуманы.
Розетка для чайника расположена над краем столешницы
- Высота. Шкафчики до потолка позволяют решать проблему недостатка места для хранения и позволяют сэкономить пространство в нижней части гарнитура.
Шкафчики до потолка в сочетании со снесенной межкомнатной перегородкой
Небольшая кухня — не синоним отсутствия стиля и практичности. Грамотно спроектированный гарнитур в хрущевке позволит пользоваться им не менее комфортно, чем полноразмерными вариантами. Обратившись к профессионалам, можно получить технические и дизайнерские решения, которые превратят стандартную маленькую кухню в приятную глазу и удобную в использовании рабочую и обеденную зону.
Изобретая кухню завтрашнего дня
24 июля 1959 года тогдашний вице-президент Ричард Никсон и премьер-министр СССР Никита Хрущев поссорились о женщинах, кухонной технике и американском образе жизни. Это не было запланировано. Но это было записано на пленку и транслировалось в обеих странах. Это была также первая встреча на высшем уровне между американскими и советскими лидерами после Женевского саммита 1955 года. В 1958 году две страны договорились о крупном проекте культурного обмена: СССР организует выставку в стиле Всемирной выставки в Нью-Йорке, а Соединенные Штаты сделают то же самое в Москве. Итак, Никсон отправился в СССР с поручением провести для Хрущева экскурсию по американской национальной выставке в московском парке «Сокольники». Более 450 американских корпораций создали павильоны для демонстрации своих товаров. Демонстрации науки и техники были представлены внутри геодезического купола площадью 30 000 квадратных футов.
У двух лидеров было несколько разговоров во время тура, но самый знаковый из них произошел, когда они стояли с толпой перед образцовой американской кухней. В нем были все современные удобства, которые вы ожидаете найти в новом послевоенном доме, который можно было бы продать за 14 000 долларов (около 120 000 долларов сегодня): стильные шкафы, посудомоечная машина, плита и холодильник. Хрущев был сварливым, пренебрежительно махнув рукой, заявив (через переводчика), что нововведения в американской кухне не имеют большого значения. Затем он спросил, есть ли машина, которая «кладет еду в рот и проталкивает ее вниз». Их обмен мнениями не касался вопросов, которые действительно волновали граждан того времени, а именно, призрака ядерной войны, но задел за живое в том, что касалось пола, и это произошло, когда Никсон обратил внимание Хрущева на посудомоечную машину:
Никсон: Я хочу показать тебе эту кухню. Это как в наших домах в Калифорнии.
Хрущев: У нас такие дела.
Никсон: Это наша новейшая модель. Это тип, который выпускается тысячами единиц для непосредственной установки в домах. В Америке любят облегчать жизнь женщинам. . .
Хрущев: Ваше капиталистическое отношение к женщинам не встречается при коммунизме.
Никсон: Я думаю, что такое отношение к женщинам универсально. Мы хотим облегчить жизнь нашим домохозяйкам. . .
Еще не остывшие после запуска Спутника I 4 октября 1957 года Соединенные Штаты ответили запуском Explorer I 31 января 1958 года и созданием НАСА 1 октября того же года. Зарождающаяся космическая гонка «око за око» заставила американцев нервничать. Это был не просто конкурс научных «первых». Космическая гонка и разработка ядерного оружия имели потенциально разрушительные последствия для обеих стран, да и для всего мира. Так что в какой-то степени дискуссия Никсона и Хрущева была не о посудомоечных машинах. И дело было не в цветном телевидении — области, в которой, как ловко заметил Никсон, Соединенные Штаты опередили СССР, о чем свидетельствует тот факт, что их разговор дома транслировался в цвете. Речь шла о прогрессе.
И чей это был прогресс? Было ли на самом деле «всеобщим отношением» то, что и американцы, и Советы одинаково хотели облегчить жизнь женщин? Корпорации стремились производить товары и устройства, которые облегчили бы домашнюю работу женщин. Технологический прогресс развивался все более быстрыми темпами, начиная с промышленной революции и заканчивая послевоенным бумом, но идея о том, что работа по дому должна быть женской работой, оставалась в послевоенной Америке устойчивой. В 1950-х и начале 19В 60-х годах компании представили блестящие, эффективные кухни мечты, чтобы потребители были в восторге от того, что должно было произойти. В «будущем» были роботы, автоматизация, стиль и простота, но оно не обещало никаких изменений в гендерных ролях в семье — как раз наоборот.
Выставка, ставшая поводом для феминистской критики Хрущевым американского общества, должна была представлять кухню дома, которая стоила бы 14 000 долларов, что, по словам Никсона, было доступной суммой для типичного американского рабочего в 1950-х годах. Если советские посетители ярмарки были умеренно впечатлены гаджетами средней руки на типовой кухне, то они были поражены метко названной «Чудо-кухней», совместным предприятием Whirlpool и RCA, впервые разработанным в 1919 году.56.
Фото Heidi’s Bridge
Фото Heidi’s Bridge
«Чудо-кухня» путешествовала по США в течение 1957 года, а затем была выставлена в Москве в 1959 году. Она была представлена советским посетителям на Американской национальной выставке молодой женщиной по имени Энн Андерсон, которая родилась в Иллинойсе в семье украинцев и говорила свободно владеющий русским языком. Фотограф Роберт Лернер сделал портреты Андерсона, демонстрирующего устройства и позирующего с техникой, для журнала LOOK, в котором 19 июля была опубликована статья о кухне Miracle Kitchen.59. Андерсон выглядела так, как будто она сама была стилизована под яркие кухонные панели Formica: на ней было бледно-голубое платье с приталенной талией, ярко-красная помада и красный маникюр; нити жемчуга и пара черных высоких каблуков дополняли эффект. Она была одета в униформу середины века женщины, которая ведёт хозяйство самостоятельно, но также командует небольшой армией машин, чтобы облегчить свою работу.
Кухня была спроектирована так, чтобы запугивать советских посетителей и вызывать у них чувство неимущих, даже несмотря на то, что их правительство сохраняло преимущество в первые годы космической гонки. Но Чудо-Кухня была своего рода фантазией о бытовой технике, скорее вдохновляющей, чем реалистичной, даже для богатых американцев той эпохи. В нем был представлен компактный робот-пылесос, описанный Мэттом Новаком в блоге Paleofuture в 2015 году как «прото-Roomba». Отдельно стоящая плита может (теоретически) испечь пирог за три минуты, используя микроволновую технологию. Посудомоечная машина будет скользить по направляющей к обеденному столу после еды для облегчения загрузки. Энн Андерсон продемонстрировала кухонный кнопочный «центр планирования», из которого она могла вызывать посудомоечную машину или мини-пылесос. Если все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, то в основном так оно и было: согласно интервью Новака с одним из дизайнеров кухонь, Джо Максвеллом, который работал с детройтской дизайнерской фирмой Sundberg-Ferar, было установлено двустороннее зеркало. на кухонной витрине позволяли кому-то за кулисами перемещать пылесос и посудомоечную машину вперед и назад с помощью радиоуправления. Возможно, некоторые советские посетители считали, что эта экспозиция представляет собой типичную кухню среднего класса в Соединенных Штатах, но ближе всего в этот период мы подошли к кухонному «чуду» в Голливуде.
Фильмы, телешоу и мультфильмы середины века полны примеров футуристических кухонь в стиле Руба Голдберга, которые автоматизировали приготовление пищи и уборку, иногда до абсурдной степени. Мультфильм Ханны-Барбера «Джетсоны » дебютировал на канале ABC в 1962 году, изображая нуклеарную семью, живущую в Орбит-Сити середины двадцать первого века. Семья Джетсонов — муж и жена Джордж и Джейн, сын и дочь Элрой и Джуди — жили как типичная семья начала 1960-х годов. Джейн была домохозяйкой, а Джордж работал (отмечается, всего несколько часов в неделю) в компании Spacely Space Sprockets. У Джетсонов была горничная-робот по имени Рози, которая носила старомодную черно-белую униформу горничной и носилась по дому Джетсонов на колесиках. Кухня Джетсонов была чем-то вроде футуристической версии автомата Horn and Hardart, где клиенты могли выбирать блюда и десерты за маленькими стеклянными дверцами. Устройство под названием Food-a-Rac-a-Cycle предлагало проверенные и настоящие блюда, такие как ирландское рагу, бефстроганов, ребрышки, пиццу и жареный цыпленок по запросу.
«Дизайн для мечты», промышленный короткометражный фильм 1956 года, был создан для продвижения «Кухни завтрашнего дня» Фригидэра в Motorama. В то время Frigidaire принадлежал General Motors, которая приобрела компанию в 1919 году. Автомобильная компания включила кухонные витрины на свой ежегодный автосалон, который впервые был организован в отеле Waldorf Astoria в Нью-Йорке в 1949 году и проводился почти каждый год до тех пор, пока 1961. Режиссер Уильям Бодин на музыку Джорджа Кляйнсингера, «Дизайн для сновидений» начинается в Вальдорфе в Мотораме во сне женщины. Мужчина в маске, которого играет Марк Бро, появляется в спальне мечтающей женщины, которую играет Тэд Тэдлок. Все диалоги поются. Мужчина показывает женщине несколько автомобилей, в том числе «Корвет» и «Кадиллак», затем приводит ее на «Кухню завтрашнего дня», где она начинает готовить и, в конце концов, печет пирог в полупрозрачной вращающейся печи. После танцевальной сцены пара запрыгивает в Firebird II и уезжает по «дороге завтрашнего дня», подразумевая, что опыт Motorama привел их к любви.
Фото Дэниела Дента
«Кухня завтрашнего дня» стала одним из ярких моментов недолговечного, но громкого эпизода в истории Frigidaire, и не только потому, что сама кухня имела большой успех. В середине 1950-х General Motors наняла группу женщин, которых они прозвали «Девушками дизайна». Харли Дж. Эрл, в то время вице-президент отдела дизайна компании, начал осторожно нанимать этих женщин-промышленных дизайнеров в 1940-х годах, поскольку считал, что они могут помочь GM лучше понять предпочтения женщин, а именно то, как они делают покупки и принимают важные решения о покупке. Эрл нанял большинство «девиц» из Института Пратта в Нью-Йорке, и GM широко рекламировала наемных работников. На десятках цветных фотографий женщины позируют с глиняными моделями концепт-каров или демонстрируют особенности новых моделей. Шестеро женщин — Рут Гленни, Жанетт Линдер, Сандра Лонгйир, Марджори Форд Полман, Пегги Зауэр и Сюзанна Вандербильт — были назначены в отдел автомобильного дизайна интерьеров по вопросам декора, за исключением приборной панели. Остальные четверо — Дагмар Арнольд, Гир Кавано, Ян Кребс и Джейн Ван Алстайн — работали в Frigidaire, где они были частью команды, разработавшей кухню завтрашнего дня. Эрл организовал мероприятие под названием «Женское автошоу» в GM Styling Dome в 1919 году.58, чтобы продемонстрировать свои инновации, в том числе такие вещи, как зеркала для макияжа, консоли для хранения вещей, замки с защитой от детей и убирающиеся ремни безопасности.
В конце концов, «девицы» просуществовали недолго, но ассоциация между автомобилями и дизайном кухни, какой бы невероятной она ни казалась сегодня, глубоко укоренилась как в General Motors, так и в мире корпоративного дизайна в целом. Дизайнеры бытовой техники использовали эстетику поездов и автомобилей в 1930-х годах, как, например, в обтекаемых бытовых приборах Раймонда Лоуи и Нормана Бел Геддеса в 1919 году.30-х годов или пылесос Генри Дрейфуса Hoover 150 в 1936 году. С появлением цвета в качестве маркетингового инструмента в послевоенные годы производители бытовой техники позаимствовали кое-что еще из автомобильной промышленности: практику ежегодного стайлинга. Альфред П. Слоан, президент, председатель, а затем генеральный директор General Motors в 1930-х, 40-х и 50-х годах, впервые применил эту концепцию в дизайне автомобилей, вдохновленный логикой запланированного устаревания.
Наряду со стилем, одной из ключевых дизайнерских инноваций послевоенной кухни была стандартизация. И, вероятно, неудивительно, что показатели, формирующие кухонные пропорции, исходили из среднего роста женщин. Кристин Фредерик определила это как область для улучшения во время своих кухонных инженерных экспериментов в 19 веке.10-х и 20-х годов, отметив, что женщине ростом 5 футов 6 дюймов лучше всего подходят 31-дюймовые столешницы. В 1930-х годах, с появлением сплошных столешниц, высота столешницы была стандартизирована для всей отрасли и составляла 36 дюймов. Кулинарный писатель Лесли Лэнд описала любопытный процесс в своем эссе 2005 года «Нелогично: как маркетинг модернизма похитил кухонную плиту». Средний рост женщин в 1930-х годах составлял около 5 футов 3 дюймов. Но, отмечает Лэнд, знаменитый домашний инженер Лилиан Гилбрет, чьи исследования движения во времени, проведенные вместе с ее мужем Фрэнком, вдохновили Фредерика Тейлора и Кристин Фредерик, была ростом 5 футов 7 дюймов. Поэтому ее демонстрационные кухни были увеличены, а высота столешницы была установлена на уровне 36 дюймов, что стало отраслевым стандартом. Поскольку большинство американских женщин были на несколько дюймов ниже Гилбрет, новые стандартные столешницы оказались для них слишком высокими в той самой комнате, которая якобы была спроектирована с учетом потребностей женщин.
Ошибка представляет собой любопытное явление, потому что в этот период, от проектирования автомобилей до производства бытовой техники, концепция «антропометрии», также известная как анализ человеческого фактора или эргономика, быстро набирала обороты. Промышленный дизайнер Генри Дрейфус написал два ключевых текста по этой теме: Designing for People в 1955 году и The Measure of Man в 1960 году. Его диаграммы, тематические исследования и иллюстрации изображали двух гипотетических людей, Джо и Жозефину, изображенных в виде массива. ситуаций, взаимодействующих с проектируемыми объектами, большими и малыми. А Жозефина была ниже ростом.
Корнеллский исследовательский центр жилищного строительства при Корнельском университете принял во внимание рост при создании своей знаменитой «Корнеллской кухни», которая была подробно описана в сентябрьском выпуске журнала Popular Science за 1953 год. В заголовке статьи, написанной Гарднером Соулом, эксперимент в Корнелле описывается как «Новая кухня, созданная для вашей жены», а на карикатурной иллюстрации женщина измеряется с головы до ног набором ручных штангенциркулей, а хотя она была размером с куклу. Великим новшеством кухни в эпоху производственных стандартов было то, что ее столешницы можно было поднимать и опускать. Кухня, разработанная Гленном Х. Бейером, профессором жилищного строительства и дизайна, и Мэри Колл Хайнер, адъюнкт-профессором отдела управления домом Корнелла, была спроектирована с учетом трех принципов: шкафы должны соответствовать женщине, полки должны соответствовать припасы, и построить кухню, чтобы соответствовать семье. Корнелл продавал кухню как комплект, который домовладельцы могли отправить и установить. Бейер описал его установку как «работу одного человека, с которой не больше проблем, чем с монтажным набором». Это было как массовое производство, так и индивидуальное.
Прямо за горизонтом в конце 1950-х годов был еще более новый способ создания прочных, стильных кухонь, созданных для американских домохозяек: пластик. Ярко-белый дом будущего Monsanto в Диснейленде в Анахайме, штат Калифорния, дебютировал в 1957 году и стал частью будущего тематического парка Диснея Tomorrowland. Monsanto спонсировала проектирование и строительство дома в партнерстве с Walt Disney Imagineering и тремя профессорами Массачусетского технологического института: архитекторами Марвином Гуди и Ричардом Гамильтоном и инженером-строителем Альбертом Г. Х. Дитцем. Дом был «установлен» в 19 году.86, и экскурсии привлекли 20 миллионов посетителей через его двери, прежде чем он закрылся в 1967 году. В доме была система внутренней связи, а на кухне была микроволновая печь — обе функции, которые сохранились, если не были обычным явлением, к 1986 году. Его ярко-белый фасад и большой стеклянные окна придавали ему вид телевизора той эпохи. Его интерьер был ярко окрашен и залит светом. В доме Monsanto больше, чем в любой другой «кухне завтрашнего дня», использовался материал, который определял 1960-е годы: пластик.
Фото Боба Коскарелли
Фото Марка Липчински
Цвет и удобство изобиловали в послевоенной кухне, и для поколения, которое испытало это первым, это стало ярким сюрпризом. Если сегодня нам кажутся сногсшибательными яркие розовые цвета 1950-х и урожайные золотые 60-х, представьте, какими красочными они должны были выглядеть для людей, привыкших к белоснежным кухням 1920-х или к чугунным печам. десятилетий назад. Цвет был маркетинговой магией и формировал внешний вид бытовой техники, кухонного оборудования и столешниц.
Из всех нововведений, которые привнесли цвет на кухню, наиболее культовым, пожалуй, является Formica. Как и Pyrex, Formica существует уже более ста лет, но особенно прочно ассоциируется с кухнями середины прошлого века. Это было очень раннее изобретение в области пластика, разработанное в 1912 году компанией Westinghouse в качестве заменителя слюды, которая использовалась для электроизоляции, отсюда и произошло его название: «фор-слюда». Ламинат, которым сегодня покрыты десятки миллионов кухонных столешниц, состоит из слоев меламиновой смолы. Как и Tupperware, Formica долговечна и легко моется. В 1927, компания Formica Insulation, как она тогда называлась, запатентовала процесс печати мраморных или древесных поверхностей на ламинате с использованием процесса, называемого фотогравюрой.
Один из наиболее хорошо сохранившихся примеров кухни из ламината можно найти в Темпле, штат Техас, в историческом доме Уилсона Ральфа-старшего и Санни Уилсон. И он не содержит формика: он полностью декорирован ламинатами высокого давления Wilsonart. Ральф Уилсон-старший основал Wilsonart (первоначально называвшуюся Ralph Wilson Plastics) в 1959, а его компания конкурировала с Formica. Он спроектировал дом со своей дочерью Бонни Макининч, и это настоящая страна чудес из ламината; каждая мыслимая поверхность была превращена в холст для ламината. На самом деле Уилсон жил там с 1959 по 1972 год, но он также хотел, чтобы дом служил образцом того, как можно использовать его ламинат. Кухня, в частности, представляет собой шедевр с красочными ламинированными шкафами и столешницами, которые являются очень ранним примером техники, называемой «постформинг», при которой поверхность ламината оборачивается вокруг закругленного края. Дом был внесен в Национальный реестр исторических мест в 1998.
Если Дом Уилсона представлял собой своего рода эстетическую лабораторию для проверки пределов потенциала ламината, то Всемирная выставка Formica 1964 года была законодателем моды в этом материале. Дом Всемирной Ярмарки представлял собой модельный дом, расположенный на невысоком холме на территории ярмарки, вход в который был бесплатным, а экскурсии по «говорящему дому» с гидом сопровождались анимированными дисплеями, озвученными записанным голосом.
Всемирная выставка 1964 года была Меккой дизайна, которая привлекла 51 миллион посетителей. Как 19Ярмарка 39 до этого, ярмарка 64 года была упражнением в футуризме. На нем был представлен новаторский павильон IBM, построенный Чарльзом и Рэем Имзом, с высокотехнологичными, захватывающими презентациями по компьютерам и математике, организованными в театре в форме яйца, спроектированном Ээро Саариненом. Выставка Formica World’s Fair House представила посетителям новый вид ламината, и на горизонте явно замаячил новый оттенок — зеленый авокадо. Дом с семью комнатами был рассчитан на семью из четырех-шести человек, в нем были световые люки и крытая площадка для барбекю. Продукция Formica использовалась во всем доме: на мебели, внутренних стенах и шкафах.
Яркая, солнечная кухня выглядит почти как мягкая: столешницы и рабочие поверхности покрыты ламинатом насыщенного цвета авокадо, а шкафчики и окантовка приборов украшены узором в более светлом оттенке, напоминающим текстиль. На рекламных фотографиях, где кухня изображена с едой, можно обнаружить намеки на то, что работает новое, слегка деревенское чувство стиля, хотя весь дом представляет собой мастерство Formica. В контрасте с различными оттенками зеленого цвета авокадо, тонированные желтые окна придают немного тепла естественному свету. Цветочные узоры, каждый из которых уникален, украшают панели прямо над электрической плитой. Чугунная сковорода висит в прилавке из белого кирпича. Большая деревянная миска с подходящими щипцами наполнена салатом, на деревянных кольцах для салфеток лежат четыре ярко-желтые салфетки, а в канистрах из тикового дерева можно хранить кофе и чай на прилавке. Рядом с ними стоит керамический кувшин ручной работы с белой глазурью, нанесенной асимметрично. На плите и прилавке стоят запеканки в скандинавском стиле. Дом, возможно, был космической эры, но есть что-то одновременно космополитическое и лукавое в модели кухни Formica. Аксессуары из глины и дерева, кухонная посуда в европейском стиле и узор из ламината, напоминающий плетение Дороти Либес, создают в комнате ощущение, что здесь должно произойти что-то творческое. При всех своих удобствах и чудесах, если не считать хрущевских поддразнивания, кухня середины века была такой же, как и любая другая кухня: прежде всего, это было место, где что-то мастерили.
Воспроизведено с разрешения Countryman Press. Все права защищены.
Сара Арчер — автор последнего романа «Кухня середины века» , из которого взят этот отрывок.
Кухонные дебаты | Преподавание американской истории
Как, по мнению Хрущева, выставка может улучшить отношения между Соединенными Штатами и Советским Союзом? Как, по мнению Никсона, отреагируют на выставку советские посетители? Почему Никсон считает, что общение, особенно через телевидение, необходимо для обеих стран? Как утверждение Хрущева о том, что американские дома существуют всего 20 лет, является критикой капитализма? Как отреагирует Никсон?
Джордж Кеннан говорит, что россияне хотят больше узнать о Соединенных Штатах: как выставка дает им информацию об американцах? Как такие выставки, как эта, могли бы поддержать другие международные усилия США по распространению информации (см. Руководство для «Голоса Америки»)?
Введение
Летом 1959 года вице-президент Ричард Никсон отправился в Москву, чтобы официально открыть Американскую национальную выставку, ярмарку, спонсируемую Соединенными Штатами, чтобы показать советскому народу, как живут американцы. Советский премьер Никита Хрущев сопровождал Никсона во время экскурсии по выставке, а за ними следовала группа журналистов и фотографов. Так называемые «кухонные дебаты» на самом деле представляли собой незаписанную серию обменов мнениями между двумя лидерами о достоинствах и недостатках их соответствующих экономических и политических систем. (Один обмен произошел во время посещения модели американской кухни, представленной на выставке.)
Никсон и Хрущев спорили в хорошем настроении; оба лидера помнили, что их разговор записывался с использованием новых технологий цветного телевидения и видеозаписи. Для Никсона встреча дала возможность похвалить американские технологии, капитализм и высокий уровень жизни в США. Он заметил, что сами дебаты продемонстрировали силу и важность свободы слова. Для Хрущева обмен мнениями позволил ему задаться вопросом, насколько на самом деле развиты Соединенные Штаты, и похвалить коммунистическую систему. Международное внимание к кухонным дебатам показало значительную роль, которую идеи и коммуникации сыграли в холодной войне.
— Дэвид Круглер
Источник: Полной записи всех разговоров Никсона и Хрущева нет, версии разные. Первый отрывок ниже представляет собой расшифровку видео CSPAN разговора между Никсоном и Хрущевым, когда они встретились, чтобы посетить выставку; Ричард Никсон и Никита Хрущев, «Кухонные дебаты», 24 июля 1959 г., CSPAN. Доступно по адресу https://goo.gl/i4SCP5. Второй, более короткий отрывок взят из «Два мира: однодневная дискуссия», New York Times, 25, 19 июля.59, 1, 3.
Интервьюер: Расскажите об общих впечатлениях от экспонатов.
Хрущев: Если говорить о впечатлениях, то сейчас очевидно, что строители не успели достроить и экспонаты еще не на месте. Поэтому трудно комментировать, потому что мы видим не те экспонаты, которые хотелось бы видеть, а процесс строительства. Но я думаю, что через несколько часов все будет на месте, и это будет хорошая выставка. Что касается наших пожеланий, мы желаем Америке всего наилучшего, чтобы показать свои товары, продукты и способности, большие способности, и мы с удовольствием посмотрим и научимся. Мы не только научимся, но мы также можем показать и показываем вам, что мы делаем. Это будет способствовать улучшению отношений между нашими странами и между всеми странами для обеспечения мира во всем мире. Мы хотим жить только в мире и дружбе с американцами, потому что мы самая могущественная нация. Если мы будем друзьями, то и другие страны будут друзьями. Если кто-то пытается вести себя агрессивно, мы можем немного потянуть его за ухо и сказать: «Не смей!» Мы не можем быть на войне. Это времена ядерного оружия. Дурак может начать эту войну, а мудрец не сможет ее закончить. Следовательно, это наши руководящие принципы в политике, внутренней и международной. Желаем вам успехов в демонстрации возможностей Америки и тогда мы будем впечатлены. Как давно существует Америка? Неужели 300 лет?
Неизвестная третья сторона: 150 лет независимости.
Хрущев: Тогда скажем, Америка существует 150 лет и вот ее уровень. Мы существуем почти 42 года и еще через 7 лет будем на одном уровне с Америкой. И тогда мы будем двигаться дальше. Когда мы будем проезжать мимо вас по пути, мы дружелюбно поприветствуем вас вот так. [Хрущев машет рукой.] Тогда, если хотите, мы можем остановиться и пригласить вас наверстать упущенное. Вопрос о социальной структуре и благосостоянии — вы хотите сделать это при капитализме? Ну и живи как хочешь. Это ваше дело. Это бытовая проблема, нас она не касается. Мы можем сочувствовать вам, потому что вы не понимаете. Ну так живи как хочешь. Я хотел бы сказать, что сегодня самое важное. Мы рады, что вице-президент г-н Никсон прибыл в Москву на открытие выставки. Выражаю благодарность лично и от имени моих коллег, что господин Президент прислал мне послание, которое я еще не читал, но заранее верю, что он передает теплые пожелания. Выражаю благодарность посланнику и надеюсь, вам понравится ваш визит. . . .
Интервьюер: Господин вице-президент, судя по тому, что вы видели на нашей выставке, какое впечатление, по вашему мнению, произведет она на жителей Советского Союза?
Никсон: Ну, у меня пока не было возможности его увидеть, но я видел множество фотографов, как, конечно, президента и премьер-министра. Я думаю, однако, что из того, что я видел, это очень эффектная выставка, которая вызовет большой интерес. Я мог бы сказать, что этим утром я . . . пошли в гости на рынок. . . куда фермеры с разных окраин города привозят свои товары на продажу. Пока я разговаривал с ними, некоторые из них подходили ко мне и спрашивали, где взять билеты на выставку. В то время у меня их не было с собой, но я распорядился, чтобы некоторые из них были отправлены управляющему рынком. Я могу только сказать, что среди этих людей, которые были рабочими, фермерами и так далее, был большой интерес. Я полагаю, что выставка с этой точки зрения будет иметь значительный успех. Что касается только что сделанных г-ном Хрущевым замечаний, то они соответствуют традиции, которую мы привыкли ожидать от него, чтобы он говорил импровизировано и откровенно всякий раз, когда у него есть возможность. И я рад, что он сделал это на нашем цветном телевидении в такое время. Конечно, позже у нас обоих будет возможность выступить сегодня вечером, и, следовательно, я не буду комментировать различные вопросы, которые он поднял в этот момент, за исключением того, что скажу следующее. Это, г-н Хрущев, одна из самых передовых разработок в области связи, которые есть у нас, по крайней мере, в нашей стране. Конечно, это цветной телевизор. Это, как вы увидите через несколько минут, когда вы увидите запись вашего выступления и мои комментарии через несколько минут, это одно из лучших средств связи, которое было разработано, и я могу только сказать, что если это конкуренция, которую вы так эффектно описали, в которой вы планируете опередить нас, особенно в производстве товаров народного потребления, если эта конкуренция должна принести пользу нашему народу и всем людям повсюду, должен быть свободный обмен идеями. . В некоторых случаях вы можете опередить нас, например, в развитии тяги ваших ракет для исследования космического пространства. Могут быть и другие области, например, цветное телевидение, где мы вас опередили. Для того, чтобы оба наших народа. . .
Хрущев: В смысле вперед? Нет никогда. Мы победили вас в ракетах, и в этой технологии мы вас тоже опередили.
Никсон: Подожди, пока не увидишь картинку.
Хрущев: Хорошо!
Интервьюер: Вам будет интересно узнать, что эта программа записывается на цветную ленту Ampex, и ее можно сразу воспроизвести, и вы не можете сказать, что это не живая программа.
Хрущев: Приехавшие советские инженеры были впечатлены увиденным. Я тоже присоединяюсь к восхищению наших советских инженеров. Мы всегда верили и знали, что американцы умные люди, потому что глупые люди не смогли поднять экономику до того уровня, которого достигли они. Но и мы не дураки, прихлопывая мух ноздрями. В сорок два года мы сделали такой шаг! Мы достойные партнеры! Итак, давайте соревноваться! Давайте соревноваться! Кто сможет произвести больше товаров для людей, тот и система лучше, и она победит.
Никсон: Хорошо. Давайте больше общаться и обмениваться мнениями в той области, о которой вы говорите. Мы должны слышать вас гораздо чаще на нашем телевидении. Вы должны услышать нас гораздо больше на вашем.
Хрущев: Давайте так. Конечно, мы можем подумать о телевидении, но по телевидению вы можете говорить здесь без присутствия, и тогда кассета будет убрана на полку. Давайте сделаем это таким образом; вы говорите перед нашим народом, а мы будем говорить перед вашим. Это будет намного лучше. Они увидят и почувствуют нас. Я создаю для вас форум на будущее.
Никсон: Да. Вы не должны бояться идей.
Хрущев: Мы вам постоянно говорим; не бойтесь идей! Нам нечего бояться. Мы уже вырвались из этой ситуации и теперь не боимся идей.
Никсон: Тогда давайте побольше обменяемся. Мы все согласны с этим, верно?
Хрущев: Хорошо. На что мы согласны?
Никсон: А теперь давайте посмотрим на наши фотографии.
Хрущев: Я согласен, но я хочу убедиться, на что я согласился. Имею ли я право? Я знаю, что имею дело с очень хорошим адвокатом. Итак, я хочу поддержать свое шахтерское достоинство, чтобы шахтеры сказали: «Это наш человек, он не уступает американскому адвокату».
Никсон: Без вопросов.
Хрущев: [Перебивает Никсона]: Вы сторонник капитализма, я сторонник коммунизма! Итак, давайте соревноваться!
Никсон: Да. Все, что я могу сказать, это то, что, судя по тому, как ты говоришь и как доминируешь в разговоре, ты сам стал бы хорошим адвокатом. Но я имею в виду вот что: . . . [запись] немедленно передаст этот самый разговор. А также . . . это расширение общения научит нас кое-чему, а кое-чему научит и вас, потому что, в конце концов, вы не знаете всего. . . .
Хрущев: Мы спорим на неравных основаниях. Камера ваша, вы говорите по-английски, а я по-русски. Ваши английские слова записываются и будут показаны и услышаны, но то, что я говорю, интерпретируется только вам на ухо, и поэтому американский народ не услышит того, что я сказал. Это неравные условия!
Никсон: В Соединенных Штатах не проходит и дня, чтобы мы не могли прочитать все, что вы говорите в Советском Союзе. . . . Я могу заверить вас, что вы никогда не сделаете здесь заявление о том, что, по вашему мнению, мы не читаем в Соединенных Штатах.
Хрущев: Так пусть будет так! Я поймаю тебя на твоих словах. Ваши слова записаны. Переведи мои слова, потом мы посмотрим запись с английским переводом того, что я тебе сказал по-русски. . . Я хотел бы, чтобы мои слова также были переведены на английский язык. Ты даешь мне слово?
Никсон: Теперь у нас здесь все эти репортеры. У нас есть,
Хрущев: [Перебивает Никсона]: Нет, ты даешь мне слово?
Никсон: Каждое слово, которое вы сказали, было записано, и я обещаю вам, что каждое слово, которое вы сказали здесь, будет передано в Соединенных Штатах, и они увидят, как вы это скажете по телевидению.
Хрущев: Но у меня есть сомнения. Поэтому я хочу, чтобы вы, вице-президент, дали слово, что мое выступление также будет записано на английском языке и передано в эфир. Будет ли он?
Никсон: Конечно будет. Безусловно.
_______________________________________
[Находясь внутри выставки, Никсон и Хрущев обменялись следующим диалогом, как сообщает New York Times .]
Никсон [останавливая Хрущева у модельной кухни в модельном доме]: «У вас было очень приятно дом на вашей выставке в Нью-Йорке. Мы с женой посмотрели и остались очень довольны. Я хочу показать вам эту кухню. Это как в наших домах в Калифорнии».
Хрущев [после того, как Никсон обратил внимание на встроенную стиральную машину с панельным управлением]: «У нас есть такие вещи».
Никсон: «Это новейшая модель. Это тот вид, который строится тысячами единиц для непосредственной установки в домах». . . .
Он объяснил, что дом можно построить за 14 000 долларов и что большинство ветеранов купили дома по цене от 10 000 до 15 000 долларов.
Никсон: «Приведу пример. . . любой сталевар мог купить этот дом. Они зарабатывают 3 доллара в час.