Гардеробная в хрущевке: Гардеробная из кладовки в хрущевке

Гардеробная в хрущевке (145 фото) — фото

Угловая система хранения в кабинет

Kitfort кт-975

Классические гардеробные комнаты

Прихожие в интерьере с санузлом и маленькой гардеробной

Маленькие гардеробные из кладовки

Гардеробная в нише в малосемейке

Коридор с гардеробной

Кладовка в хрущевке под гардеробную

Гардеробная шведская система Elfa

Шкаф хол приколы

Шкаф встроенный в нишу

Гардеробная в комнате 9 кв.м фото

Гардеробная 1,20 на 2 метра дизайн фото

Гардеробная комната наполнение

Шкаф купе в кладовке

Магнифика кладовки

Узкая гардеробная из кладовки

Гардеробная комната планировка икеа

Гладильная в гардеробной

Гардеробная комната в хрущевке

Красивые гардеробные комнаты

Интерьер гардеробной комнаты

Устроенная гардеробная

Система аристо для гардеробных

Раздвижные двери в кладовку

Кладовые комнаты в Туле

Кладовка гардеробная маленькая

Гардеробные в прихожей

Маленькие гардеробные в прихожей

Из кладовки в гардеробную

Планировка гардеробной 3м2

Гардеробная в узкой кладовке

Гардеробная система Elfa

Потолок в гардеробной ламинат

Гардеробная из ДСП

Гардеробные в спальне

Гардеробная в хрущевке

Гардеробные в кладовке

Гардеробная система аристо

Профиль Aristo Fusion складная система

Маленькая гардеробная

Кладовка в прихожей

Встроенный шкаф в прихожей хрущевки

Магнифика кладовки

Гардеробная из кладовки

Гардеробная в темнушке в хрущевке

Гардеробная 120 на 180

Узкая гардеробная

Гардеробная в кладовке панельного дома

Гардеробные в кладовке хрущевки

Маленькая гардеробная

Шкаф в маленькую гардеробную

Гардеробная в кладовке 1. 2 на 1.5 кв.м в хрущевке

Гардеробная в хрущевке

П-образная гардеробная комната

Гардеробные комнаты

Гардеробная в кладовке хрущевки

Гардеробная в хрущевке

Гардеробная система уно

Комната-гардеробная с ПАКС + АЛЬГОТ

Гардеробная в маленькой кладовке в хрущевке

Гардеробные из кладовк

Маленькая гардеробная

Планировка гардеробной в хрущевке

Гардеробные Раумплюс

Гардеробная 4м2

Гардеробная в кладовке

Планировка гардеробной Мистер Дорс

Гостиная с зеркальным шкафом

Из кладовки в гардеробную

Маленькая гардеробная

Маленькая гардеробная из кладовки

Вместительная гардеробная

Встроенные шкафы в кладовку

Гардеробная из ЛДСП П образная

Гардеробная в хрущевке

Система аристо для гардеробных

Узкая гардеробная из кладовки

Шкаф в маленькой кладовке

Гардеробная из кладовки

Гардеробная в хрущевке

Гардеробная в хрущевке в проходной комнате

Угловая гардеробная аристо двери

Встроенные угловые шкафы

Мини гардеробная в кладовке

Маленькие гардеробные комнаты

Маленькие гардеробные комнаты из кладовки

Встроенная кладовка в прихожей

Гардеробные комнаты

Маленькая гардеробная в коридоре

Малогабаритная гардеробная комната

Гардеробная из кладовки в панельном доме

Гардеробная в хрущевке

Гардеробная в квартире

Гардеробные в хрущевеу

Гардеробная в квартире

Маленькая гардеробная из кладовки

Гардеробная 3. 5 кв м

Встроенная кладовка в прихожей

Гардеробная в хрущевке

Гардеробная Леруа Мерлен

Варианты гардеробной в хрущевке

Гардеробная в хрущевке

Шкаф Альба угловой белый

Узкий длинный шкаф в спальню

Шкаф в гардеробную комнату

Гардеробная комната

Кладовая в маленькой квартире

Гардеробная из маленькой кладовки

Стеллажная система аристо комплект 1

Гардеробная 160 на 160

Маленькая гардеробная из кладовки

Маленькие гардеробные

Шкаф в маленькую кладовку

Встроенные гардеробные

Функциональная гардеробная

Гардеробная в хрущевке в зале

Гардеробная комната 6м2 икеа

Полки в кладовке хрущевки

Гардеробная 2.5 кв.м икеа

Узкая кладовка в хрущевке

Гардеробная 2х1,5м

Узкая гардеробная

Гардеробная 2.5 кв.м икеа

Гардеробная система 2,5 на1,5

Маленькая гардеробная

Гардеробные из кладовки

Переделка кладовки

Планировка гардеробной 3м2

Кладовка в хрущевке под гардеробную

Узкая гардеробная из кладовки

Гардеробная из маленькой кладовки

Маленькая кладовка в хрущевке

Гардеробная в кладовке

Наполнение гардеробной

Угловая гардеробная в комнате

Гардеробная комната планировка 4кв м

проекты маленьких гардеробов вместо кладовых комнат, дизайн и планировка


  1. Проекты

  2. Дизайн

  3. Как обустроить?

  4. Как выбрать двери?

Легендарные «хрущёвки»… Кто с ними не знаком? Малогабаритные, тесные, с крайне неудобной планировкой, они до сих пор исправно служат людям и дают приют миллионам жителей. Одним из малочисленных достоинств является небольшая кладовая комната, которую практичный русский народ научился превращать в более функциональные помещения.

Проекты

Как и квартиры в целом, кладовки в «хрущёвках» тоже не впечатляют размерами, они больше напоминают шкафы: 1,5х1,5 метра – это максимум, и тем не менее при большом желании их можно превратить в функционально-полезную площадь.

Вариантов перепланировки кладовой во что-нибудь другое множество, во многом на выбор проекта влияет её место расположения. Например, если она имеет выход в кухню, то сделать из неё гардеробную или кабинет будет наименее верным решением. Если же кладовка смежная с гостиной, спальней или находится в коридоре, то вариантов больше.




Рационально мыслящие владельцы «хрущёвок» и дизайнеры предлагают неплохой спектр вариантов:

  • шкаф-купе;
  • прачечная;
  • мастерская;
  • гардеробная;
  • офис-кабинет;
  • «гараж» для велосипедов.

Гардеробная из кладовки в «хрущёвке» – это наиболее распространённая организация подсобного помещения. Всё пространство разделяют на активную и пассивную зоны. В первой хранятся вещи для ежедневного пользования, во второй то, что предназначено для сезонных и хозяйственных целей.

Активная зона располагается на уровне от одного до полутора метров от пола. Штанги для вешалок – на высоте 1,5–2 метров. Для пассивной зоны отводится пространство от пола до 50 сантиметров и от 2 метров и выше.

Универсальная

Этот вариант приспособлен для хранения множества предметов, различных по своему функционалу: сезонная одежда, инструменты, бытовая, редко используемая техника, банки с консервацией. Примерное оформление пространства:

  • полки под обувь, ящики;
  • секции для крупных предметов;
  • штанги, крючки, средние и большие полки.

Планировку во многом диктует размер помещения. Предпочтительнее выбирать сдержанный, но современный дизайн — обои, ламинат, паркет и т. д.

Встроенный шкаф

Идеальный выход из положения, когда кладовка обладает минимальными размерами, и обустроить полноценную комнату в ней невозможно. Средств и компонентов понадобится не слишком много: полки, шуфляды, штанга для верхней одежды, двери (купе, техно, пенал, распашные, если поблизости нет мебели).

Гардеробная комната с туалетным столиком

Отличное решение для одно-, двухкомнатной квартиры, где каждый сантиметр на счету, и выбрать место для туалетного столика не представляется возможным. Если кладовка обладает хотя бы тремя квадратными метрами, то это вполне реальная затея. Надо взять на вооружение линейную планировку, когда все полки и ящики расположены вдоль одной стены и могут занимать часть боковой. На противоположной стороне устанавливается небольшой туалетный столик с зеркалом.

Для большей функциональности туалетный столик можно заменить комодом, что позволит увеличить площадь для хранения белья и мелких деталей одежды, а поверхность комода использовать под косметику, парфюмерию и т. д.

Наиболее подходящей системой освещения будет точечная — светильники располагаются в районе полок и над столиком.

Дизайн

Дизайн гардеробной выбирается в зависимости от общего концепта квартиры и свободного пространства в кладовке и соседней комнате. Хорошим тоном будет гармоничное сочетание окружающего оформления и внутреннего устройства гардеробной комнаты. Малогабаритная квартира имеет такую же, небольшую по размерам, кладовку, поэтому в отделке пола, потолка и стен используются светлые материалы. Для обеспечения комфорта и уюта внутри гардеробной комнаты понадобится установить систему освещения с оптимальным функционалом. Основной дизайн планировок во время преобразования:

  • линейная планировка — 1 стена отдана под полки;
  • Г-образная — стеллажами, шкафами заняты 2 стены;
  • П-образная — весь периметр, кроме входного проёма, занят стеллажами, полками, другими предметами;
  • параллельное расположение — места под стеллажи расположены у противоположных стен.

Как правило, линейную планировку используют как вынужденный вариант — у владельцев просто нет другого способа обустроить ограниченное пространство минимальных размеров, когда в распоряжении не больше полутора квадратных метров. Другие виды обустройства применяют при большей свободе, например, в комнате до трёх квадратных метров.

Сделать помещение стильным и современным помогут различные варианты дополнительного оборудования компактного хранения: комоды, пантографы (подвижные штанги для верхней одежды), а также галстучницы, брючницы, органайзеры различных размеров и форм, шуфляды.

Как обустроить?

При обустройстве гардеробной своими руками важно учесть размеры помещения и остановить выбор на самой подходящей системе хранения. Их несколько, каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому так важно подобрать самую удобную для конкретного помещения. Не меньшего внимания потребует освещение.

Системы хранения

  • Корпусная. Можно заказать в мастерской готовый проект, там же изготовят просто распил необходимого размера, его несложно собрать самостоятельно, сэкономив, тем самым, некоторую сумму. Выполняют из ДСП, положительный момент — устойчивость, бесконечное варьирование размеров: длины, высоты, ширины полок и ящиков. К минусам можно отнести тяжёлый вес и массивность конструкции.

  • Сетчатая. Более компактный вариант, лёгкий, прочный, отлично подходит для небольшой гардеробной. Материал изготовления — металл. Опоры монтируются на стену, сетчатые корзины удерживаются на стойках с помощью кронштейнов и крючков. Преимущество такой системы — отличная экономия места, возможность модификации: добавления или убавления количества корзин, полок, смены размеров отсеков.

  • Каркасная. Система похожа своей мобильностью на сетчатую, полки крепятся на горизонтальные штанги, всегда можно переделать интерьер гардеробной. Из минусов можно отметить только один – это более дорогая система, чем две предыдущие.

  • Мягкая система — мешки и мешочки разных размеров, нашитые на основное полотно и подвешенные на стену. Плюс – это минимальная стоимость, их легко изготовить своими руками, они могут служить вместительными ёмкостями как для крупных, так и для мелких элементов гардероба.

Любой из этих способов хранения вещей может служить владельцам длительное время, делая их жизнь намного удобнее.

Освещение

Из тёмной кладовки нужно сделать хорошо освещаемое пространство. Во время ремонта необходимо заранее определить точки установки светильников, так как в «хрущёвских» кладовках свет не предусмотрен. Вполне возможно, что достаточно будет одного светильника, установленного на потолке. Если нет — в гардеробной все отсеки должны быть хорошо видимы, можно воспользоваться точечной системой. Это могут быть настенные светильники, работающие от электричества, или же мобильные, на клейкой основе.

В качестве дополнительного оборудования понадобится вентиляционная система, иначе в герметичном пространстве очень скоро появятся неприятные запахи затхлости, смеси парфюмерных ароматов, очень быстро теряющие свою привлекательность без проветривания.

Как выбрать двери?

Занимаясь переустройством кладовки в гардеробную, не стоит забывать ещё об одном элементе конструкции. Дверь не менее важна, чем внутренняя планировка, ведь это «лицо», фасад, который виден из комнаты. Она должна быть не просто удобной и эргономичной, но и соответствовать общему интерьеру квартиры.

Виды дверей

  • Распашные. Практичные, комфортные распашные двери имеют хорошую звукоизоляцию, хотя, что касается гардеробной, это несущественный параметр. Более важно то, что такие двери можно приобрести по оптимальной цене, они хорошо смотрятся, представлены в широком ассортименте. Единственный минус – для таких моделей требуется простор. В условиях тесного окружающего пространства установить их не всегда представляется возможным.


  • Гармошка. Более компактный вариант, конструктивно напоминает ширму, хорошо вписывается в любой интерьер. Створки могут быть как непроницаемые, так и полупрозрачные, матовые. Оригинальность идеи послужит новым акцентом в интерьере. Для свободного функционирования таких дверей понадобится небольшое пространство, равное ширине створок. Конструктивная особенность — множество реек, составляющих основу полотна, поэтому при покупке или заказе стоит обратить внимание на наличие сертификатов качества.


  • Пенал. Модель обладает высокой степенью комфорта, состоит из роликов, кареток, направляющих и т. д. Отличается надёжностью, компактностью, принцип её работы не требует свободного пространства — створка утапливается в стену. В открытом виде дверь-пенал не отнимает часть внутреннего и внешнего пространства, что имеет немаловажное значение в условиях малогабаритной «хрущёвки».


  • Рото-дверь. Нестандартное решение, постепенно набирающее популярность. Подойдёт не для каждой гардеробной, поскольку в открытом состоянии занимает внутреннее и внешнее пространство ровно на половину ширины дверного полотна. При классическом оформлении комнаты рото-дверь будет неуместна, а вот лофт, хай-тек, фьюжн — её идеальные компаньоны. Особенность модели – это поворотный механизм, с помощью которого дверь поворачивается вокруг своей оси и открывается в любую сторону.


  • Техно. По конструктивным особенностям наиболее схожа с купе. Также движется по направляющим, но только по верхним — у неё нет напольного рельса. Проще говоря, дверь находится в подвешенном состоянии, и для её установки потребуется идеально ровный пол. В этом состоит главное преимущество такой модели — отсутствие препятствий на полу, о которые может споткнуться не только ребёнок, но и взрослый человек.

Преобразование кладовки в гардеробную – это оптимальное решение по увеличению хозяйственной площади без использования жилого пространства комнаты.


Когда США и Советский Союз поссорились из-за моды | История

«Советская выставка стремится к изображению изобилия с квартирой, которая нравится немногим россиянам, — сообщала New York Times , — с одеждой и мехами, которые редко можно увидеть на московских улицах».
Карл Майданс / Коллекция изображений LIFE / Getty Images

К концу 1950-х, сделав первый выстрел в космической войне, президент СССР Никита Хрущев распространил конкуренцию с Западом на повседневную культуру и образ жизни. Так, летом 1959 «холодная война» переместилась в сферу культурного обмена. Советы организовали выставку своих научных, технических и культурных достижений в Нью-Йорке, а американцы последовали за ними со своей собственной национальной выставкой в ​​Москве. Последняя выставка, как известно, стала местом «кухонных дебатов» между Хрущевым и вице-президентом Ричардом Никсоном, в ходе которых два лидера обменялись колкостями по поводу достоинств коммунизма и капитализма.

И русские, и американцы каждый раз старались показать свои лучшие наряды. Таким образом, официальное изменение положения феномена моды в социализме произошло в контексте этой борьбы за культурное превосходство. Никсон и его жена Пэт поехали в Москву, чтобы открыть Американскую национальную выставку. Перед их приездом Пэт ​​Никсон тщательно выбирала новый гардероб, о чем сообщалось в Newsweek :

Один костюм из натурального шелка-сырца, коричневое коктейльное платье из шелковой тафты, платье с жакетом в цветочек из шелка и хлопка и еще два платья. Большая часть ее одежды была куплена в магазине Генри Бенделя в Нью-Йорке, где Пэт провела час и несколько сотен долларов. «Это костюмы, — объяснила она. «В основном это платья с полной юбкой и соответствующими аксессуарами, чтобы создать «картинку». Они не относятся к высокой моде, и это то, что мне нравится, и я думаю, что они лучше всего на мне смотрятся».

На открытии выставки в компании своего мужа и вице-премьера СССР Фрола Козлова Пэт Никсон блистала в своем костюме из натурального шелка-сырца и шикарной шляпе. Она выглядела именно так, как ей и положено: как утонченная и состоятельная американская домохозяйка. Послание было ясным: русские могут быть впереди в космических исследованиях и образовании, но они не могут сравниться с изысканностью западной одежды и легкой гладкостью американской леди, занимающейся своей повседневной жизнью.

FashionEast: Призрак, преследовавший социализм (MIT Press)

Богато иллюстрированное всестороннее исследование моды при социализме, от государственных прототипов до неофициальных имитаций парижской моды.

Тщательно подобранный гардероб Пэт Никсон раскрывал образ жизни, с которым русские не могли конкурировать. Этот образ жизни был даже процитирован IBM RAMAC, первым коммерческим компьютером, представленным на выставке, который дал четыре тысячи ответов о различных аспектах жизни в Америке. Один из них на чистом русском языке предлагал информацию о гардеробе среднестатистической американки. Ей принадлежало: «Зимнее пальто, весеннее пальто, плащ, пять домашних платьев, четыре дневных «нарядных» платья, три костюма, три юбки, шесть блузок, две нижние юбки, пять ночных рубашек, восемь трусиков, пять бюстгальтеров, два корсета, два халата, шесть пар нейлоновых чулок, двух пар спортивных носков, трех пар классических перчаток, трех пар игровых шорт, одной пары брюк, одного игрового костюма и аксессуаров».

Во время выставки американская мода была представлена ​​на четырех 35-минутных модных показах, которые проходили каждый день, каждый из которых посещали от трех до пяти тысяч россиян. Советские власти выступили против многих американских предложений о выставке, но в конце концов российская публика получила возможность насладиться американскими показами мод, которые состояли из молодежной одежды, одежды для отдыха, повседневных ансамблей и строгих длинных вечерних платьев.

Российские зрители получили возможность насладиться американскими модными показами, которые состояли из молодежной одежды, одежды для отдыха, повседневных ансамблей и строгих длинных вечерних платьев.

Карл Майданс / Коллекция изображений LIFE / Getty Images

Стремясь подарить россиянам «живой кусочек Америки», наряды представили профессиональные модели, а также дети, подростки, бабушки и дедушки и целые семьи. Newsweek охарактеризовал показ мод как скучный, но признал политический смысл одежды: «Платья были в порядке, хотя и немного скучноваты», — сообщают они. «Вся идея заключалась в том, чтобы показать людям Советского Союза, как одевается средняя американка на работе и на отдыхе — не гламурная девушка с Парк-авеню, а молодая матрона с Мейн-стрит». Выбор повседневной американской одежды массового производства был очень мощной пропагандой. Если бы демонстрировались изысканные наряды из нью-йоркских модных салонов, их легко можно было бы подвергнуть нападкам как элитарную одежду, предназначенную для эксплуататорского класса. Но американцы слишком хорошо знали, что русские не могут конкурировать в области производства приличной одежды массового производства.

«Советская выставка стремится к изображению изобилия с квартирой, которая нравится немногим россиянам», — сообщала New York Times.

В то время как мода способствовала тому огромному пропагандистскому эффекту, который имела Американская национальная выставка в Москве, американские СМИ комментировали недостатки в культуре повседневной советской жизни на русской биржевой выставке, состоявшейся всего двумя месяцами ранее в нью-йоркском Колизее. . «Советская выставка стремится к изображению изобилия с квартирой, которой мало кто из россиян пользуется», — сообщил New York Times , «с одеждой и мехами, которые редко встретишь на московских улицах». Показ мод, включенный в экспозицию, вызвал иронические комментарии западных журналистов. Пять манекенщиц и одна манекенщица представили работы советских модельеров из ведущего московского универмага ГУМ и Дома моделей , или Дома прототипов, учреждения, созданного Сталиным для производства прототипов социалистической моды. Журнал «Тайм» сообщил, что «текстиль, в основном толстые шерстяные костюмы с тяжелой текстурой, более впечатляет своей полезностью для русской зимы, чем своим стилем, который представляет собой неуклюжие попытки скопировать западный дизайн».

Хотя американские СМИ объявили наряды ГУМа «неуклюжими копиями», на самом деле они были самым престижным воплощением элегантности в советском стиле. В 1956 году генеральный директор ГУМа В. Г. Каменов написал брошюру, в которой подробно описал услуги, которые предлагал флагман советского универмага. Модные ателье по пошиву одежды на заказ и специальные магазины по продаже натурального шелка, шелка с художественной росписью, женских шляпок, шуб и парфюмерии должны были нести представление об изобилии и изысканности. На иллюстрациях, сопровождающих текст, были показаны внимательные продавцы, предлагающие покупателям эти традиционно роскошные товары. В одном разделе буклета рассказывается о новых методах продаж, а в другом восхваляются салоны моды в магазине, предлагающие индивидуальное обслуживание в роскошной обстановке.

Модели демонстрируют американскую женскую моду на выставке

Карл Майданс / Коллекция изображений LIFE / Getty Images

Интерьер магазина, наполненный темной резной деревянной мебелью, хрустальными люстрами и тяжелыми бархатными портьерами, был похож на сталинскую концепцию дворцов потребления 1930-х годов. Магазин продолжил устаревшую грандиозную эстетику, продвигавшую мифическую сталинскую концепцию роскоши. Но это сталинское прославление действительности, стремившееся удалить из повседневной жизни все противоречивые и беспорядочные элементы, не могло соперничать с обычной жизнью на Западе. Таким образом, с открытием Советского Союза для Запада расхождение между лишением повседневной жизни и ее идеальным представлением стало вопиюще очевидным.

К концу 1950-х годов по сравнению с эффективностью крупных американских универмагов и разнообразием и качеством предлагаемых ими товаров массового производства ГУМ стал устаревшим и провинциальным, что болезненно выявилось в прямых контактах с Западом. Обложка журнала « Life » за август 1959 года свидетельствовала о том, что модная война идет даже на высшем дипломатическом уровне. Пэт Никсон предстала в роли элегантно одетой американской домохозяйки из высшего сословия. Обложка стала наглядным свидетельством неспособности жен советских дипломатов соответствовать утонченному, светскому стилю Пэт Никсон в ее шелковом платье с цветочным принтом, ниткой жемчуга и тщательно наложенным макияжем, а также ее стройной фигуре. В сопровождении мужей дамы присутствовали на конференции за обеденным столом в Хрущевской 9-й квартире.0002 дача , или загородный дом.

Патрисия Никсон беседует с советскими женщинами в Москве.

Говард Сочурек / Коллекция изображений LIFE / Getty Images

Между женами трех советских политиков имелись значительные визуальные различия, которые указывали на разный уровень их осведомленности в вопросах одежды. Нина Хрущева была одета в самое простое платье, застегивающееся спереди. Этот фасон, получивший название халат , стал домашней униформой советских женщин. Женщины носили khalat дома, будь то работа по дому, приготовление пищи, отдых или развлечения. Миссис Микоян была одета в более строгий наряд: костюм с вырезом, который сдержанно облегал фигуру. Костюм ее был скромен, но ее пролетарский аскетизм смягчала маленькая шляпка. Эта модная деталь продемонстрировала определенный вклад в ее внешний вид, превратив ее простой костюм в уличную одежду.

Парадный наряд супруги вице-премьера СССР Фрола Козлова свидетельствовал о полном осознании важности события. Вечернее платье госпожи Козловой, украшенное вышивкой вокруг декольте, а также вышитая муслиновая палантин, белая вечерняя сумочка, белые перчатки, прическа и макияж продемонстрировали новое отношение к модному платью. Но госпожа Козлова еще не могла сравниться с изысканностью западного платья и легкой гладкостью американской леди того же социального положения. Идеологически обоснованное неприятие истории моды запечатлелось на платье госпожи Козловой даже сильнее, чем на простом костюме госпожи Микоян или символически отягощенном домашнем платье Нины Хрущевой.

Внешний вид госпожи Козловой не только подтверждал современную формальную западную одежду, но и нарушал важный социалистический дресс-код. Самые важные члены политической бюрократии или номенклатуры всегда скромно одевались на публике, и эта практика началась с большевиков. Сталин и его политическое окружение также придерживались пролетарского идеала скромности в своей публичной внешности, хотя их личная жизнь была наполнена всеми символами традиционной роскоши, от шуб до прислуги, антикварной мебели и изысканной еды. Жены старых большевиков Нина Хрущева и госпожа Микоян соблюдали давний номенклатурный дресс-код. Понимая, что времена меняются, госпожа Козлова, однако, осмелилась нарушить их.

Джурджа Бартлетт является лектором по истории и культуре моды в Лондонском колледже моды Лондонского университета искусств и автором книги «FashionEast: призрак, который преследовал социализм.

Первоначально эта статья была опубликована в MIT Press Reader.

Примечание для наших читателей
Журнал Smithsonian участвует в программах рекламы партнерских ссылок. Если вы покупаете товар по этим ссылкам, мы получаем комиссию.

Рекомендуемые видео

Хрущев в его самом хрущевском

CWIHP e-Dossier № 18

 

Сборник переводных документов, первоначально опубликованных в журнале «Источник», «Документы русской истории», 2003, № 6; подготовлено при финансовой поддержке CWIHP.

Автор:  Уильям Таубман — председатель консультативного совета CWIHP и профессор истории Амхерстского колледжа. Его книга, Хрущев: Человек и его эпоха получил Пулитцеровскую премию за биографию в 2004 г. Президиум ЦК КПСС о беседах с югославскими руководителями в Югославии
 

Стенограмма собрания партийного актива от 4 ноября 1956 г. 60
 

Продиктовано тов. Н. С. Хрущев 10 октября 1960 г.

Комментарии Н. С. Хрущева, 11 декабря 1961 г.

Речь Н. С. Хрущева на дружеском обеде в Еевкксинограде (Варна), 16 мая 1962

Разговор о CDE. Н. С. Хрущев и исполняющий обязанности Генерального секретаря ООН У Тан, 28 августа 1962 г.
 

Заявления тов. Н. С. Хрущев на заседании Президиума ЦК КПСС, 25 апреля 1963

Вступительное слово Уильяма Таубмана

Документы в этой коллекции, конечно, выбраны не случайно. Они также не отражают все многообразие граней и этапов правления Никиты Хрущева в качестве первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР. Учитывая, что эти материалы касаются лишь некоторых вех жизни Хрущева, удивительно, как много общих черт его подхода к внутренней и внешней политике они фиксируют и отражают. Вместо того, чтобы подводить итоги карьеры Хрущева в качестве введения к этим документам, я рассмотрю их по очереди, извлекая отрывки, раскрывающие Хрущева в его самом хрущевском проявлении.

В стенограмме заседания партийной группы Верховного Совета СССР от 8 февраля 1955 года мы видим, как Хрущев обвиняет своего кремлевского коллегу Георгия Маленкова в грехах, оправдывающих его отстранение от должности первого послесталинского главы советского правительства. Понижение Маленкова было ключевым шагом в борьбе за место Сталина, которому предшествовали арест и казнь начальника тайной полиции Лаврентия Берии в 1953 году, а затем в 1955 и 1956 годах Хрущев выступил против министра иностранных дел Вячеслава Молотова. Основные обвинения против Маленкова известны давно, поэтому больше всего в этой стенограмме поражает тон Хрущева, отражающий его склонность делать политику крайне личной и выражаться в прямой, приземленной манере, которая иногда возвращалась к нему.

Отметим, например, что Хрущев обвинял Маленкова в «дешевом подыгрывании массам», намек на сельскохозяйственные реформы 1953 г., в отношении которых Маленков якобы «не проявлял инициативы», а «искусно завладел ими, не понимая существа многих вопросов». За этими нападками стоит тот факт, что Хрущев заявил об авторстве реформ, провозглашенных Маленковым в августе 1953 года, за месяц до того, как сам Хрущев смог разработать их в сентябре.

Обратите также внимание на то, что Хрущев описывает Маленкова не только как «бесхарактерного», но и как виновного в «антипартийном» поведении. Последнее было чрезвычайно серьезным обвинением, так как вызывало воспоминания о сталинской кровавой чистке своих коллег по Политбюро. Но, несмотря на такие обвинения, Маленкову разрешили остаться в Политбюро, где он мог замышлять реванш. Мало того, Хрущев опроверг утверждение Маленкова о том, что ядерная война будет означать не победу социализма, а «конец цивилизации», предупредив, что формула Маленкова «не может мобилизовать, а скорее демобилизует людей и полезна нашим врагам». Что касается попытки Маленкова изменить приоритет, который Советы долгое время отдавали тяжелой промышленности, а не легкой, то это, по словам Хрущева, «было бы подарком нашим врагам! Наши враги очень этого хотят, и мы их сегодня сильно разочаруем, когда что мы заменяем Председателя Совета Министров». Проблема с таким решительным осуждением этих ересей заключалась в том, что сам Хрущев вскоре принял их и, следовательно, стал уязвимым для тех же обвинений, которые он выдвинул против Маленкова.

Три документа за сентябрь и октябрь 1956 года представляют собой отчеты Хрущева в Президиуме партии о его переговорах с президентом Югославии Тито. В прошлом году Хрущев начал кампанию по возвращению Тито, которого Сталин отлучил от церкви, в советский блок. Но хотя Тито и стремился к примирению, оно должно было произойти на его собственных условиях. Его целью было реформировать социалистический лагерь, а не укреплять его; защищать независимость Югославии, а не ограничивать ее. Порвав со Сталиным раньше Хрущева, Тито был горд и обидчив, особенно когда Хрущев, как он часто делал, прибегал к грубым угрозам и уговорам.

В конце сентября 1956 года Тито и его коллеги посетили Хрущева в Крыму. 29 сентября Хрущев организовал для своих гостей показ ракет, выпущенных с кораблей и береговых установок, испытания, которые, по его словам, произвели «ошеломляющее впечатление на Тито». В ходе того же визита югославам были показаны фильмы об испытаниях атомной и водородной бомб, которые, как хвастался Хрущев, «произвели на югославов исключительно сильное впечатление». По словам Хрущева, который вполне мог опираться на стенограммы разговоров, которые, по мнению югославов, прослушивались, коллега Тито, Александр Ранкович, сказал другому члену югославской делегации, что «водородная бомба была настолько мощной, что если бы она была сброшена на Белград , Загреб тоже не выжил бы».

Опустившись до такой грубой формы запугивания, Хрущев тоже постарался проявить чуткость. 24 сентября 1956 г. он сообщил, что воздерживается от хвастовства хорошим урожаем в СССР той осенью, потому что югославский урожай был не таким хорошим, и он не хотел, чтобы казалось, что они «ставят их в положение, несколько зависящее от нас». В том же докладе Хрущев сыграл психолога, обнаружив, что «настроение Тито было очень нервным и часто менялось. Время от времени на его лице появлялась какая-то озабоченность, а в разговоре — отчужденность и сдержанность… Очевидно, у него есть вопросы, на которые он с нами не согласен, но сдерживает себя, не поднимает их, опасаясь, что мы будем на них бурно реагировать и это может привести к ухудшению наших отношений, чего югославы явно не хотят». Хрущев даже зашел так далеко, что предложил своего рода «консультацию», посоветовав Тито, как справиться с некоторыми обидами, которые у него, казалось, были против лидера болгарских коммунистов Тодора Живкова: «Я думаю, что было бы лучше и справедливее сказать правду, хотя это не так. очень приятно, но сказать это в лицо, чем затаить обиду и промолчать.

Несмотря на усилия Хрущева, советско-югославским переговорам продолжали мешать, казалось бы, незначительные раздражители, такие как вопрос о том, называть ли коммунистический союз «социалистическим лагерем» (предпочтение Хрущева) или «социалистическим миром» (предпочтение Тито). Как отметил Джон Льюис Гэддис в книге «Мы теперь знаем: переосмысливая историю холодной войны», сам факт того, что коммунистические страны настаивали на «братских», а не просто «союзных» отношениях друг с другом, требовал от них стремления к такой близости, которая было невозможно достичь, и они разозлились друг на друга, когда они этого не достигли. «Мы чувствовали себя одной семьей, — сообщал Хрущев 8 октября, — с общими амбициями и надеждами. Товарищ Тито и остальные югославские гости неоднократно заявляли, что они чувствовали себя как дома», а, можно добавить, временами с трудом скрывают свое негодование, что на самом деле они совсем не чувствовали этого.

Одной из главных целей Хрущева, принимавшего Тито, было заручиться поддержкой югославского лидера в предотвращении беспорядков в Польше и Венгрии, такой помощи, которую Тито не мог и не хотел предоставить. Лишь в последний момент Москва удержалась от военной интервенции в Польше, а советские войска приступили к подавлению венгерской революции. 4 ноября 1956 года, когда советские войска вошли в Венгрию, Хрущев выступил перед собранием высокопоставленных партийных активистов в Москве. Гораздо более откровенные, чем его опубликованные взгляды, его высказывания в тот день были поразительно прямыми. Он признал, что многие венгерские чиновники, ставшие мишенью восстания, были «конским навозом» и что, если бы там были проведены выборы, коммунистическая партия получила бы «не более 5–10 процентов голосов». Он и его коллеги по Президиуму поначалу опасались, что «если мы применим вооруженную силу для жестокого подавления мятежников, венгры этого не поймут и может закончиться тем, что они все объединятся против нас». Но Хрущев и компания также были «очень обеспокоены» тем, что венгерские волнения перекинутся на Румынию и Чехословакию, где, по их словам, проживали сотни тысяч венгров, а также реакцией в других странах, если СССР ничего не предпримет: «Другие страны перестанет нас уважать». Казалось бы, «мы будем исходить из каких-то буржуазных представлений о морали», оставшись в стороне и допустив «создание реакционного правительства, которое может привести Венгрию в лагерь НАТО». На Западе подумали бы: «Или сил не хватило, или сил хватило, но силы не умели использовать, а если не умели, то почему бы их не встряхнуть». Наоборот, именно социалистический лагерь укрепит свое единство, и «на основе этого единства мы с еще большей энергией потрясем капиталистический мир и добьемся его разрушения».

В стенограмме январской 1960 г. беседы с индийским писателем Х. А. Аббаса, мы видим, как Хрущев рассуждает об идеологии и культуре. Эта роль была частью его ответственности как советского лидера. Однако, как человек, получивший всего два или три года формального образования в деревенской школе, плюс две попытки обучения взрослых, во время которых он быстро отвлекся на свою роль лидера ячейки коммунистической партии, он никогда не чувствовал себя комфортно, делая это; эта стенограмма показывает, почему.

На вопрос, изменил ли современный капитализм свою классическую природу, развив предприятия государственного сектора и всеобщее благосостояние, Хрущев ответил: «Маркс все это предсказал. Так что, «когда враги социализма говорят, что марксизм устарел [или] мертв, что они боятся марксизма и хотят извратить его как науку». Сохранится ли концепция семьи как объединяющей силы в человеческом обществе по мере приближения коммунизма? Хрущев парировал вопрос своим собственным: «Какую роль семья играть прямо сейчас, по вашему мнению?» Какова была бы роль культуры и искусства при коммунизме? Другой ответ: «Я хотел бы предоставить вам возможность пофантазировать на эту тему, потому что это близкая вам область…» Кто был ли любимый автор Хрущева? Толстой, Горький и Чехов, был его предсказуемый ответ. Были ли у него любимые иностранные классические авторы? «Да. Но должен признать, что сейчас у меня не так много времени, чтобы читать ни иностранных, ни советских писателей». Его мнение о поэтах-классиках? Он упомянул Пушкина и Некрасова. Его любимый лирик? действительно поэт. «Какое значение имеет лирика для счастья и жизни народа?» Ответ Хрущева: «А что еще такое счастье, по-твоему?»

По мере того, как индийский писатель засыпал его вопросами, на которые Хрущев чувствовал себя неловко, можно было почувствовать, как растет его разочарование — пока, наконец, он не находит способ свести лирическую поэзию к категории, с которой он более знаком: она и другие литературные жанры были «сильным оружием… в нашей борьбе. Словом, всякое оружие в коммунистическом обществе хорошо, если оно помогает сметать недостатки, расчищает путь в борьбе за построение коммунистического общества, воодушевляет народ на эту борьбу и расширяет их мировоззрение».

Краткая записка Хрущева 10 10 октября 1961 г. Докладная записка Президиуму из Нью-Йорка в связи с окончанием его продолжительного пребывания в Организации Объединенных Наций сверкает его приземленным юмором и кажется почти мягким. Шутя по поводу одобрения им планов покупки зданий для украинского и белорусского представительств при ООН (которые сами стали результатом сделки, заключенной Сталиным во время основания ООН для усиления советского влияния в мировой организации), Хрущев признается: «Я проявил трусость и не нашел в себе сил сопротивляться, поддавшись «злому» влиянию». Если Президиум не будет возражать, добавляет он, он разрешит покупку небольшого американского автомобиля (чтобы взять его с собой на корабль) «для того, чтобы наши конструкторы могли ознакомиться с современными американскими автомобилями, а не изобретать верблюда, который давно по степям бегает». Но, как я утверждал в своей книге «Хрущев: Человек и его эпоха», его общее настроение ухудшилось по мере того, как его пребывание в ООН затягивалось. Это видно и из меморандума: «Мы уже начинаем считать часы, сколько нам осталось провести в этой проклятой капиталистической стране. ..» В частности, Нью-Йорк был «настоящей тюрьмой для американского народа, потому что люди здесь как заключенные в каменных мешках: ни зелени, ни возможности прогуляться, запруженных автомобилями, ни прогулок по грязным тротуарам и почерневшим улицам среди постоянного шума».

Речь Хрущева 16 мая 1962 года в Варне, Болгария, была произнесена в то время, когда он решал отправить на Кубу ракеты средней и средней дальности. Поскольку это решение было, конечно, глубокой тайной, то единственным намеком в его варненской речи было его замечание о том, что китайцы «говорят, что мы якобы трусы, что мы боимся войны, а они войны не боятся». Доказательство Мао Цзэдуну, среди прочего, того, что он готов пойти на многое, чтобы защитить Кубу Кастро, вероятно, было одним из нескольких мотивов для отправки ракет на остров. Хрущев был так полон решимости сделать это, что, рискуя и приблизив мир к ядерному конфликту, как никогда раньше, он, по-видимому, забыл свое собственное изречение, которое он также повторил перед своей варненской аудиторией: «Только дурак не боится войны, потому что ничего не боится, потому что ничего не понимает… Мы знаем, что такое война».

Больше всего Хрущев говорил о Варне о Сталине. Пять месяцев спустя, на XXII съезде партии в Москве, Хрущев продлит обвинение Сталину, сделанное в его «секретной речи» 1956 года, и в Болгарии он уже готовился к этому. Как всегда, его рассуждения о Сталине были противоречивыми, смешивая нападки, которые варьировались от грубых до красноречивых, с внезапными защитами своего бывшего босса. Сталин был настолько эгоистичен, что в рамках культа своей личности он «дал свое имя всем ночным горшкам в своей жизни». Хрущев был также способен, по крайней мере в этом случае, хотя и редко в других, приписывать преступления Сталина не только ему, но и самой коммунистической партии: «…партия создала себе начальника, создала себе бога и потеряла власть над этим». Бог.» Однако через несколько фраз оказалось, что «Сталин был на самом деле марксистом, на самом деле был гением и талантом, но он злоупотребил этим талантом и направил его против партии, против народа». Как обычно, реплики Хрущева были длинными и бессвязными, как будто он не мог перестать говорить о человеке, который был и его наставником, и мучителем. Но он был также способен к самосознанию и юмористической самокритике, отметив, благодарив свою аудиторию: «Что за болтливый ребенок у вас родился (смех), но что делать?»

25 августа 1962 года Хрущев встретился с Генеральным секретарем ООН У Таном, находившимся с визитом в Советском Союзе. У Тан казался удивительно благосклонным к советской линии в отношении Берлина: «…моё личное мнение полностью совпадает с вашим, что мирный договор должен быть подписан… Я полностью согласен с Советским правительством в этом отношении. положение, я не могу делать никаких публичных заявлений». Хрущев казался удивительно невежественным в культурной жизни Соединенных Штатов: «В Америке нет оперного театра. Это очень богатая страна, и у нее нет оперного театра». Но самое главное в этой встрече было то, что она намекала на поездку Хрущева в ООН этой осенью, как раз примерно в то время, когда ракеты, тайно отправленные на Кубу, будут введены в строй. Когда У Тан заметил, что советский лидер вполне может захотеть выступить перед Генеральной Ассамблеей, Хрущев заметил, что он вряд ли приедет в США, если только встреча с Кеннеди не даст каких-либо положительных результатов, что, в свою очередь, потребует от западных союзников, которые «понимаете необходимость решать вопросы, требующие разрешения», наконец сделайте это. Могло ли присутствие советских ракет на Кубе, которое Хрущев вполне мог обнаружить в ходе такой миссии, привести к такому «пониманию», действительно ли это было еще одним мотивом для его отправки ракет, неизвестно. не совсем ясно, как в случае с большей частью мыслей Хрущева.

Последний документ в этом сборнике, протокол заседания Президиума от 25 апреля 1963 г., отражает ухудшение его настроения по мере нарастания проблем в последние годы его пребывания в должности. Реакция Хрущева на жалобу известного писателя Константина Паустовского на завод по переработке гравия возле его дачи: «Он его «наелся». Что касается причитания Паустовского о том, что растение «портит пейзаж», то это «глупость, реакционная глупость, но распространяемая защитниками природы». Что касается некоторых писателей, то они «служат не идее, а своему карману. Таких нужно исключить…» больной: «Пусть он болен, как человек, но почему он должен болеть как член Союза писателей… К чему я это говорю? Это разврат, это халявные деньги, это безответственность».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *