Монтессори среда дома: Монтессори дома
Как устроить Монтессори-среду в домашних условиях?
Доброго дня, дорогие родители!
Методика Монтессори в наши дни довольно распространена и широко используется, как в детских развивающих школах для малышей, так и в детских садах. Можете посещать подобного рода занятия в Монтессори — центрах, в которых есть все необходимое для развития ребенка: опытные педагоги, дружественная атмосфера, такие же малыши, как и ваш.
Но не у всякого родителя есть возможность посещать подобного рода заведения. Да и поход в такие школы это одно, а когда ребенок ежедневно находится в такой обстановке, это становится частью его жизни, он учится самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, помогать взрослым, развиваться творчески и интеллектуально, никуда не торопясь и в своем собственном ритме.
Тогда напрашивается сам собой вопрос, а возможно ли собственными руками воссоздать Монтессори — среду в домашних условиях?
Содержание
- Монтессори среда
- С чего начать?
- Что нужно для организации?
- Материалы, игры, игрушки
- Монтессори дома: распространенные ошибки мам
Монтессори среда
Если вам по душе Монтессори — воспитание, вы конечно можете реализовать подобную атмосферу у себя дома и поверьте, это совсем не сложно, как может показаться на первый взгляд.
Вообще, Монтессори — среду нужно вводить в жизнь ребенка после трех лет. В этом возрасте ребенок сам стремится быть самостоятельным, часто переживая кризис «Я сам» и взрослые, как нельзя кстати ему помогут в этом. Так будет проще всего.
Таков классический подход Марии Монтессори. Но сейчас можно встретить уже и деток до года, которые прекрасно справляются с Монтессори — материалами без посторонней помощи. Но это уже на усмотрение самих родителей.
С чего начать?
Итак, как предусматривает методика, основой будет наличие пяти зон развития, мы произведем зонирование пространства дома. Думаю зонировать весь дом не имеет смысла, поэтому будем творить только в детской комнате. Ну а если вы живете в однокомнатной квартире, можете отделить под это какую-то ее часть.
Что нужно для организации?
Чтобы организовать все правильно и чтобы это принесло пользу вашему ребенку нужно придерживаться следующих рекомендаций:
♥ Хранение и размещение материалов и игрушек должно быть в открытом доступе для ребенка, по его росту. А именно на уровне его глаз, он должен видеть, что лежит на самой верхней полке стоя на ногах, а не со стула. Чтобы в любой момент подошел и взял то, что ему захочется.
То есть вам потребуется мебель открытого типа без всяких закрывашек, дверей и прочего. Подойдут столики или стеллажи, на которых расставлены небольшие лоточки или коробочки с материалами. Хорошо выполняет эту функцию стеллажи из Икеа. Так же можете заказать на заказ или собрать из подручных материалов.
♥ Лоточки должны быть именно небольшими, и не глубокими, чтобы не получилось свалки игрушек в них. Зачастую игрушки хранятся неправильно: напиханы в большие коробки и ребенок не знает где и что лежит.
У вещей нет своего места, игрушки быстро надоедают и многие не используются. Поэтому хранилище должно быть неглубоким и включать в себе не более 4 предметов, которые сразу видно, что лежит и где.
♥ И не старайтесь сразу все, что у вас есть, дать в доступность ребенку, лучше выкладывайте порционно и через какое-то время, когда станете замечать, что ребенок потерял интерес к тем предметам, замените на другие и предложите воспользоваться ими.
Соблюдайте порядок сами и учите ребенка прибирать за собой и аккуратно возвращать игры и игрушки на отведенные им места.
♥ Определите, где какая зона у вас будет располагаться.
♥ Разберите все имеющиеся у вас игрушки и разложите каждую по своей зоне.
♥ Не забывайте про безопасность: не выставляйте в досягаемость ребенка мелкие предметы, которые он может проглотить, ограничьтесь крупными деталями.
Итак, поехали:
1.Практическая зона. Здесь мы располагаем все, что ребенок может встретить в реальной жизни. И даже лучше если это будут предметы домашнего обихода.
- предметы для уборки (тряпочка, ведерко, совок, метелочка)
- детская посудка
- шнуровки, различные виды застежек
2. Сенсорная зона. Здесь располагаем предметы, помогающие ребенку развить тактильные ощущения и познакомить его со свойствам и составом предметов.
- сенсорные коробки
- тактильные карточки
- мешочки, баночки с разными наполнителями
- кинетический песок
3. Языковая зона. Она должна познакомить ребенка с буквами, чтением и письмом. Отлично подойдут:
- дидактические карточки, лото
- детские книги, азбука
- касса букв и слогов, кубики
4. Математическая зона. Научит ребенка простому счету, цифрам
- счетный материал, счетные палочки
- математические карточки
- книги на обучение цифрам и счету
5. Космическая зона. Юные астрономы здесь познакомятся с галактикой и ее обитателями. Узнаю простые явления земли и другие чудеса
- глобус
- географические карты
- книги по географии, астрономии, о животном мире, о растениях
- набор камешком разной фактуры
- детский аквариум
Материалы, игры, игрушки
Так же вы можете изготовить многие материалы для занятий и своими собственными усилиями, не покупая и не тратя денег. Их можно буквально смастерить из бросового материала или из подручных бытовых предметов. Подробнее можете узнать здесь.
Монтессори дома: распространенные ошибки мам
- Зачастую мы в самых благих намерениях поправляем ребенка, указываем ему, как нужно делать правильно, как играть. Этого делать не нужно, не вмешивайтесь в ход событий, ребенок должен все делать САМ.
- Не ограничивайте свободу и действия ребенка, не замыкайте его: сиди здесь за столом и играй, не выходи туда, не трогай. Дайте ему свободу движений, свободу желаний, в противном случае вы сделаете ему только хуже.
Ну вот, теперь можно переходить к самим занятиям по данной методике, чтобы ребенку было интересно и весело. Об этом вы узнаете из этой статьи.
Веселых и увлекательных игр!
До новых встреч!
С уважением, Юлия Полонская
Принципы формирования домашней среды — Монтессори Press
В современных условиях быть папами-мамами очень непросто, и я могу понять вдохновение родителей, которые, прочувствовав яркие успехи метода Монтессори, задаются вопросом: а как, собственно, и нам, в домашних условиях, приобщиться к этому удачному опыту?
В методе Монтессори ребёнок признаётся вполне способным на принятие осознанных решений. Вся необходимая информация для роста и развития заложена в него изначально, и мы, взрослые, имеем только два варианта поведения – либо становимся союзником своему собственному ребёнку и создаём ему благоприятные условия для реализации его внутренних потребностей, либо становимся препятствием на пути его роста. Мы используем средовой подход и действуем согласно так называемого принципа солёного огурца. Создаём такую развивающую среду-рассол, в которой у ребёнка будет достаточно стимулов-вызовов для освоения всех необходимых жизненных навыков. Но есть одно «но»: среда состоит из трёх частей. Её составляющие:
1. Материальная среда – специально подготовленные материалы для развития ребёнка.
2. Подготовленный взрослый, который знает и понимает, что и как он делает в согласии с методом. Условно говоря, это и есть Монтессори-гид.
3. Достаточно большая разновозрастная группа детей (ну хотя бы 10–15–20 чел.), в составе которой и развивается ребёнок.
И если материальную среду можно самостоятельно сконструировать, подготовить взрослого сложно, но возможно, то собрать в домашних условиях такую детскую группу практически нереально. Что же тогда можно сделать?
В первую очередь не стоит воспроизводить школьную среду дома, она нужна исключительно в условиях Монтессори-школы и должна содержать в себе все три компонента. А дома нужна именно отдельная домашняя Монтессори-среда.
Нужно просто наблюдать за своим ребёнком и понять его основные задачи. Человеческий ребёнок очень сильно отличается от детёнышей животных. В глаза так и бросается его беспомощность на начальных этапах развития. Природа этой недоформированности заключается в том, что ребёнок может измениться в нужную сторону, приспособиться практически к любой окружающей среде. Постепенно осваивая пространство вокруг себя, он становится человеком своего места и времени. И уже с самого начала жизненного пути для успешного выживания ему необходимо решить задачу получения независимости. В возрасте до шести лет – это независимость функциональная, то есть возможность самостоятельного решения-осуществления всех своих насущных потребностей. Ну а после шести он уже будет решать задачу интеллектуальной независимости. В общем, ребёнок старается со всеми окружающими его реальными и потенциальными проблемами научиться справляться сам. Для этого ему необходимо постоянно практиковаться. Вот на достижении этой самой функциональной независимости в домашних условиях я и предлагаю сосредоточиться.
Чем же интересно заниматься ребёнку в домашних условиях? Да тем же самым, чем занимаемся и мы, взрослые люди. Собственно, детство во многом нужно именно для того, чтобы перенять эффективный опыт и взрослые модели поведения. Именно поэтому все активности, которые ребёнок использует в повседневности, должны иметь выход в жизнь. Мария Монтессори предлагала давать для использования ребёнком по возможности НАСТОЯЩИЕ предметы, а не их поддельно-игровые имитации, и пользоваться ими по прямому назначению.
Мозг ребёнка в дошкольном детстве занят загрузкой базовых информационных модулей, это построение своеобразной операционной системы. Все нестандартные способы использования предметов лучше оставить «на потом», для более старшего возраста.
Поясню на примерах. Хотите использовать прищепки? Лучше настоящей стирки и сушки белья занятия с этими предметами не найти. Нет необходимости их использовать для узнавания цвета, к примеру.
Хотите использовать резиновую грушу или шприц для переноски жидкости? Задумайтесь, какие жизненные активности вы можете предложить ребёнку на выходе, и придёте к тому, что разумнее показать ребёнку способы собирания и перенесения бытовых «разлитостей» губкой или тряпкой. Это логичнее: будет получен действительно жизненно-полезный навык, многократное использование которого гарантировано самой жизнью.
Даёте ребёнку для развлечения и исследования мелких предметов тазики с различной крупой и фасолью? Но для исследования достаточно нескольких штук, а не килограммов, а похожие навыки ребёнок с лёгкостью получает в обычной дворовой песочнице или на песочном/галечном пляже.
Теперь о пределах мечты многих родителей – раннего чтения и счёта, – постоянно пытающихся привлечь ребёнка к буквам-цифрам как минимум. Все навыки приходят в своё время: когда ребёнок готов, на освоение его подталкивает своеобразный внутренний учитель.
Родителям же нужно чётко осознать, что дом – это просто дом, а не учебная аудитория. Соответственно, и уместнее там среда домашняя. Представьте себе, что вы стремитесь в своё жилище со страстным желанием отдохнуть, вытянув ноги в тапочках или уж просто с намерением переключиться с рабочих проблем на решение чисто бытовых вопросов. А попав домой, оказывается, что вам нужно обратить внимание на синтаксис с пунктуацией и решить несколько дифференциальных уравнений. Нравится? Не очень? А ведь в методе Монтессори принято обращаться с детьми на равных. И многие навязанные развивающие активности ребёнком именно так и воспринимаются. Я вовсе не призываю погрузить ребёнка в атмосферу ничегонеделания. Просто гораздо разумнее, наблюдая за ребёнком, определить именно те активности, которые действительно вызывают его искренний интерес, отделяя свои ожидания и «ну вот у знакомых мальчик уже читает» от здоровых исследовательских побуждений своего ребёнка.
Существует и другая крайность, когда ребёнка непременно хотят занять-развлечь, организовывая и возглавляя практически весь досуг ребёнка. По методу Монтессори в центре процесса всегда находится ребёнок, мы лишь создаём ему благоприятную и удобную среду для роста, наполненную активностями и вызовами. А чем заняться непосредственно – решает сам ребёнок, и делает он это под воздействием своих внутренних импульсов, которые в благоприятных условиях становятся всё более волевыми и самоконтролируемыми.
Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6)
Семь маленьких способов создать домашнюю среду Монтессори
Многие семьи с маленькими детьми обращаются к методам Монтессори, когда дело доходит до воспитания. В конце концов, это один из подходов, который чтит детей как автономных существ и оказывает им должное уважение. Но как мы можем освободить место для наших детей в наших домах, чтобы это место не превратилось в один гигантский ящик для игрушек? Этот список из семи полезных советов поможет вам начать работу на правильном пути.
1. Установите на кухне полку или шкафчик, удобный для детей.
Это один из самых простых способов побудить ваших детей быть независимыми и показать, что вы им доверяете. Начиная с того момента, когда ваши дети совсем маленькие, и продолжая до тех пор, пока они не смогут дотянуться и использовать все, что делают взрослые, отведите для них небольшой шкафчик или ящик на кухне. Здесь вы будете хранить детские тарелки, миски, чашки, столовое серебро и, возможно, даже несколько тканевых салфеток. Это позволит вашим детям получать то, что им нужно, когда им это нужно. Вам не нужно прекращать то, что вы делаете, чтобы помочь им, и они могут чувствовать себя хорошо, делая что-то для себя.
Хотите пойти дальше? Держите заранее приготовленные закуски в шкафчике, чтобы ваш ребенок мог получить к ним доступ в любое время. Некоторые семьи также отводят для этой цели место в холодильнике вместе с небольшим кувшином с водой или молоком, которые маленькие ручки могут легко налить сами.
2. Рассмотрите несколько небольших дополнений к вашей прихожей.
Выход за дверь утром может быть одним из самых спешащих и иногда напряженных моментов дня для семей с маленькими (и старшими!) детьми. Несколько быстрых дополнений к вашей прихожей могут помочь сделать все более плавным.
Учитывайте рост ваших детей и повесьте один или два крючка возле двери специально для них. Держите небольшую коробку или мусорное ведро, в которое они могут бросить свою обувь, таким образом сохраняя обувь в чистоте и легко находя ее, когда она им понадобится. Мы даже видели, как некоторые семьи вешали маленькое зеркало на высоте ребенка в том же районе. Выполнение этих шагов поможет повысить ответственность, навести порядок в доме и облегчить бешеный темп многих наших утренних будней.
3. Уберите большую часть игрушек.
Это недавнее исследование посвящено научному обоснованию того, почему меньше значит больше. Тем не менее, это непросто. Даже если вы заботитесь о том, чтобы не покупать своим детям слишком много игрушек (само по себе подвиг), всегда есть подарки от членов семьи, сувениры для вечеринок и так много непредсказуемых маленьких сокровищ, которые дети собирают.
Как нам управлять всем этим?
Когда ваш ребенок достигает возраста, в котором он может понимать идеи, полезно поговорить с ним о растратах и потреблении, а затем попросить его помочь справиться со всем этим. До тех пор наблюдайте за своим ребенком во время игры, определяйте, что он на самом деле использует или что ему нравится, а затем меняйте игрушки в зависимости от того, что вы заметили. Избегайте бездонной коробки для игрушек и вместо этого используйте низкие полки в качестве хранилища, чтобы предметы было легче видеть и управлять ими.
4. Держите под рукой корзины с книгами.
Чтение полезно для детей во многих отношениях, поэтому очень важно держать книги под рукой, где бы вы ни находились. Это может быть даже весело, чтобы сделать свой выбор. Несколько идей:
- Держите корзину сезонных книг в углу гостиной.
- Сложите учебники по туалету в ванной.
- Ваш ребенок любит динозавров? Возьмите несколько книг о динозаврах в библиотеке и держите их в сумке в машине, чтобы они всегда были под рукой (для поездок, приемных, футбольного матча старшего брата и сестры…)
- В общем, везде, где ваш ребенок проводит время и поблизости нет книжной полки, соберите несколько книг и спрячьте их в пределах досягаемости.
5. Сделайте детскую спальню независимой.
Один из самых первых способов сделать спальню ваших детей независимыми — выбрать кровать, когда они еще младенцы. Многие семьи Монтессори предпочитают использовать напольную кровать. Если остальная часть комнаты ребенка безопасна, это дает ему свободу передвижения, когда он просыпается. Многие младенцы и малыши просыпаются и начинают ползать/ходить по комнате, занимаясь своими игрушками, пока их родители не проснутся и не придут за ними. Кровать на полу можно использовать всякий раз, когда родители чувствуют себя комфортно, пробуя ее. Если ваш малыш начинает выползать из кроватки, но не совсем готов к росту малыша или обычной кровати, простое решение — просто положить матрас на пол, пока он не будет готов к следующему этапу.
Еще одна вещь, о которой следует помнить: доступ ваших детей к их одежде. Малыши постарше и дети дошкольного возраста могут сами выбирать себе одежду. Предоставив им ограниченное количество вариантов выбора, вы можете гарантировать, что они будут носить что-то подходящее для погоды, и в то же время дать им возможность принимать решения самостоятельно.
6. Цветовые схемы и декор должны быть простыми и естественными.
В зависимости от собственного детства и других факторов иногда нам кажется, что нужно украсить детские комнаты яркими цветами. Правда в том, что все мы лучше функционируем в успокаивающей среде. Нет необходимости тратить много денег, чтобы заменить то, что у вас уже есть, но рассмотрите следующие обмены:
- Закрасьте светлые стены более нейтральным цветом.
- Выбирайте дерево, стекло, металл и натуральные волокна, а не пластик.
- Искусство в рамке (недорогие репродукции или находки в комиссионном магазине) или фотографии могут заменить плакаты с мультфильмами.
7. Освободите место для своих детей.
На самом деле все сводится к изменению точки зрения. Наши дети — люди, достойные жить в доме, который служит им и их потребностям. Ключ в балансе. Должны ли детские вещи занимать весь дом? Точно нет! (В конце концов, вы тоже там живете. ) Небольшие изменения в каждой комнате, в которой дети проводят время, могут иметь огромное значение в их жизни.
Вы уже реализуете некоторые из этих идей у себя дома? Как это сработало для вашей семьи? Есть ли у вас другие предложения, которыми вы могли бы поделиться с семьями, которые хотят сделать свой дом более дружелюбным к Монтессори?
Вне класса: Монтессори дома
Какова ваша роль в поддержке семейной практики Монтессори дома?
Наблюдение
Найдите время, чтобы понаблюдать за ребенком дома, не вмешиваясь в его деятельность. Способна ли она поддерживать разумный уровень порядка? Разложены ли материалы в отведенных для них местах? Если нет, то вы, как родитель, подобно учителю Монтессори, должны учитывать окружение ребенка: не слишком ли много вариантов? Доступные варианты выбора больше не интересны или не сложны? Вашему ребенку трудно правильно раскладывать предметы?
Способность сосредотачиваться и концентрироваться является важным навыком для обучения. Вы можете помочь развить концентрацию внимания вашего ребенка в любом возрасте, наблюдая за тем, что пробуждает его интерес, и предоставляя возможности заниматься этим. Предоставьте ей материалы для изучения того, что вызвало у нее интерес, и позвольте ей работать без перерыва, пока она не будет готова выбрать другое занятие.
Моделирование, приглашение и практика
Моделирование для успешного выполнения домашних дел и оказание вспомогательной практики с самого раннего возраста приведет к появлению способных молодых людей, подростков, подростков и взрослых.
Для детей младшего возраста: вместо того, чтобы маркировать места на полках, указывая, куда положить предметы, покажите ребенку, где находится предмет, и потренируйтесь убирать его вместе с ним. Возможно, вам придется несколько раз продемонстрировать новый навык, но вскоре ваш ребенок запомнит распорядок дня и освоит его самостоятельно, и он будет очень гордиться тем, что сможет сделать это самостоятельно.
То же самое относится и к детям старшего возраста: продемонстрируйте, как выполнять новые действия, такие как разделение белья, загрузка и запуск стиральной машины, и предложите ребенку попрактиковаться под вашим руководством. Скоро он будет самостоятельно выполнять задание и вносить весомый вклад в уход за домом вашей семьи!
Engage
Эти раздаточные материалы дадут вам общее представление об особенностях детей разного возраста, а также о том, что вы, как родитель, можете сделать, чтобы поддержать их дома.
- Дети грудного и раннего возраста (от рождения до 3 лет)
- Дети младшего школьного возраста (от 2,5 до 6 лет)
- Дети начального уровня (от 6 до 12 лет)
- Дети средних классов (от 12 до 18 лет)
Адаптация
Основываясь на своих наблюдениях, внесите изменения в окружающую среду, чтобы обеспечить успех, интерес и независимость вашего ребенка. Для детей старшего возраста работайте вместе и привлекайте их к процессу принятия решений. Дайте выбор, но убедитесь, что вас устраивают все доступные варианты, поэтому вы поддерживаете ребенка независимо от того, какой выбор будет сделан.
Практикуйте практические навыки
Учащиеся Монтессори учатся заботиться о себе и своем классе и быть полезными другим. Они моют столы, расставляют полки, готовят еду и помогают младшим детям. Помимо удовлетворения от освоения реальных жизненных навыков, они начинают видеть себя ценными членами сообщества.
Создание среды, поощряющей помощь вашего ребенка по дому, может принести аналогичные плоды. Маленькие дети могут чистить овощи, складывать одежду, подбирать носки и ухаживать за домашними животными. Подростки могут сортировать почту и вывозить на переработку. А подростки могут читать младшим братьям и сестрам, помогать с ремонтом дома, обновлять семейные компьютеры и управлять своими банковскими счетами.
Воспитывать внутреннюю мотивацию
Дети больше всего готовы прилагать усилия, когда чувствуют, что их работа имеет внутреннюю ценность. Некоторые родители используют внешние поощрения, такие как пособие, золотые звезды и привилегии, основанные на заслугах. Но Монтессори основана на убеждении, что гордость и удовольствие от собственной работы имеют длительные и значимые последствия, которых нет у внешних стимулов.